15.08.2005  МТС, «Билайн» и «Мегафон» осваивают рынки стран СНГ

   Мобильные телекоммуникации стремительно развиваются во всей Средней Азии. Занять место на перспективном рынке стремятся российские сотовые операторы. Конкуренты на территории РФ МТС, «ВымпелКом» и «Мегафон» здесь практически не пересекаются. Каждая из них облюбовала свою страну, МТС даже две.
   МТС заметно опередила своих российских конкурентов на рынках СНГ - она работает в Украине и Белоруссии. Однако по числу абонентов в Средней Азии компания пока уступает «ВымпелКому».
   В августе 2004 г. оператор сети «Билайн» купил казахстанскую компанию «Кар-Тел», заплатив $350 млн за 100% акций и взяв на себя долги этой фирмы ($75 млн). Продавцы вели переговоры и с МТС, но та решила не рисковать. С тех пор как у компании появился новый хозяин, ее доля на рынке выросла с 27% до 39%. В целом, как уверяет гендиректор «Кар-Тела» К.Марков, бизнес-климат Казахстана в чем-то даже лучше российского: все вопросы телекоммуникационного рынка здесь решаются в столице. В России же приходится заниматься политикой еще и на региональном уровне.
   Туркменский рынок для компаний сотовой связи самый сложный. Тем не менее в июне 2005 г. МТС отважилась купить 51% акций главного местного оператора сотовой связи компании Barash Communications Technologies Inc. (BCTI). Практически монопольный статус достался МТС недорого - за $28 млн. МТС также контролирует узбекскую Uzdunrobita. Объем ее бизнеса меньше, чем у казахского «Кар-Тела», зато перспективы лучше: население Узбекистана в 1,6 раза больше, выше плотность населения - ключевой для операторов мобильной связи показатель.
   Зарубежные активы «Мегафона» скромнее, чем у соперников, притом что этот оператор первым начал экспансию в регионе. С 2001 г. «Мегафон» владеет 75% акций таджикского оператора сотовой связи ТТ mobile. Низкие доходы местного населения и конфликты в стране пока не позволяли сотовым компаниям развиться. Сегодня сеть ТТ mobile обслуживает лишь около 60 тыс. абонентов.