12.08.2005 В Минпромэнерго считают, что рост цен на нефтепродукты отстает от темпов инфляции" В четверг, 11 августа, в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция директора Департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского и заместителя начальника отдела экономики Департамента ТЭК Минпромэнерго Веры Алексеевой на тему «Почему растут цены на бензин?». А. Яновский сообщил, что в 2005 г. рост цен на нефтепродукты в РФ отстает от роста инфляции. В январе-июле инфляция составила около 8,5%. По его словам, за семь месяцев текущего года цены у производителей нефтепродуктов выросли на 3,1%, на дизельное топливо - на 10%, в розницу на низкооктановое топливо - на 4%, на высокооктановое - на 5%. Причем такой благоприятной для топливного рынка ситуации не наблюдалось уже более десяти лет, за исключением 1998 и 2001 годов, когда резко снизились мировые цены на нефть. Он подчеркнул, что цена на нефтепродукты в РФ на 50% ниже, чем в Европе, при том, что внутренняя цена на нефть достигла $ 8 тыс. за тонну - это эквивалентно цене мирового рынка за вычетом транспортной составляющей. По словам В. Алексеевой, производство нефтепродуктов в этом году по сравнению с 2004 годом выросло в июле только на 6,5%. По дизельному топливу производство выросло на 8%, по мазуту - на 6% в сравнении с прошедшим годом. «По нашим прогнозам, производственные мощности нефтеперерабатывающих заводов по итогам 2005 года будут использованы на 76%, а первичная переработка нефти к концу года составит 200 миллионов тонн нефти», - отметила она. В отношении роста добычи нефти в текущем году А. Яновский отметил, что год от года сокращаются темпы прироста добычи нефти. Одним из факторов, влияющих на снижение темпов прироста, является отсутствие достаточных средств у нефтяных компаний для наращивания добычи по причине «высокой фискальной нагрузки». Что касается внутренних цен на горюче-смазочные материалы, то они будут, по словам А. Яновского, незначительно расти вплоть до октября-ноября. В зимнее время из-за затоваривания внутреннего рынка будет наблюдаться снижение цен на ГСМ. Кроме того, он сообщил, что на протяжении ряда лет внутреннее потребление и экспорт нефтепродуктов остаются неизменными. На внутренний рынок поставляется порядка 85% производимого бензина. Учитывая, что парковые мощности хранения нефтепродуктов на НПЗ незначительны, а объем производства мазута и дизельного топлива составляет 60% всего объема производимых нефтепродуктов, их экспорт осуществляется в целях избегания затоваривания внутреннего рынка. "Дефицита топлива на внутреннем рынке нет", - резюмировал он. Что касается налоговой составляющей цены на бензин, то она сейчас достигает 50% и складывается из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 8%, налога на прибыль - 10%, НДС - 15% и акциза - 17,5%. Причем, ставка НДПИ устанавливается в прямой зависимости от цен мирового рынка. Таким образом, при любом их росте происходит рост цен внутри страны, поэтому нефть, поступающая на российские нефтеперерабатывающие заводы, становится дорогой. С целью разрешения этой проблемы, по словам А. Яновского, были созданы несколько рабочих групп. В частности, первая группа была создана в Российском агентстве по энергетике. В нее вошли представители крупных нефтяных компаний. Кроме этого, созданы рабочие группы в Минфине и МЭРТ. «В настоящее время переговоры завершаются и можно сказать, что представители всех министерств и нефтяных компаний приходят к общему пониманию, как должен выглядеть этот налог (НДПИ)», - пояснил он. По его словам, в сентябре согласованные предложения будут направлены в Правительство РФ, чтобы после принятия соответствующих изменений в налоговом законодательстве цена на нефть на внутреннем рынке была не столь зависима от цен мирового рынка. Говоря об акцизах, директор Департамента ТЭК сообщил, что в настоящее время готовится технический регламент качества топлива и смазочных материалов, который предусматривает постепенный переход на стандарты качества европейского уровня. В Департаменте разрабатывают предложения по внесению изменений в акцизное законодательство. Величина акцизной ставки будет привязана не к октановому числу, а к качественным показателям бензина. По словам А. Яновского, эти меры будут стимулировать производство на наших нефтеперерабатывающих заводах топлива высокого качества, поскольку эта ставка будет дифференцированна. В частности, на более качественный товар акцизы будут меньше, а на менее качественный – больше. Директор департамента ТЭК также упомянул о необходимости создания биржи нефтепродуктов с целью достижения прозрачности рынка. По его словам, введение биржевых механизмов сформирует прозрачную среду на рынке нефтепродуктов, который сейчас является закрытым, созданным вертикально интегрированными компаниями, что не позволяет обеспечить прозрачность ценообразования. Кроме того, А. Яновский сообщил, что в отношении таких субъектов естественных монополий, как РАО ЕЭС, Газпрома и Транснефти планируется введение конкурсных процедур, которые должны оказать влияние как на уровень цен поставщиков нефти, так и на розничные цены на топливо для конечного потребителя. «В настоящее время в Минэкономразвития подготовлены изменения в закон о естественных монополиях, - заявил он. – Если эти нормы будут приняты, то естественные монополии будут обязаны производить закупки только на конкурсной основе, а не по прямым договорам, как это делается сейчас». В заключение А. Янковский заявил: "Трудно ожидать, что цены на нефтепродукты внутри страны будут резко падать". Он считает, что задача Минпромэнерго заключается в том, чтобы принять все меры для стабилизации этих цен, чтобы они отставали от темпов инфляции. «В этом году это пока удается сделать», - подытожил он. |