10.08.2005  Правительство планирует ввозить в Россию незарегистрированные лекарства

   Побывав в понедельник в Российской детской клинической больнице и НИИ детской гематологии и онкологии, глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что «необходимо изучить вопрос создания механизма ввоза незарегистрированных лекарств». По его словам, этот вопрос рассмотрят специалисты МЭРТ, Минсоцздрава и таможенной службы. Эксперты опасаются, что новая либерализация обернется тем, что рынок захлестнут фальшивки.
   Начальник пресс-службы министерства Анна Борисенкова объяснила инициативу своего шефа тем, что очень часто для лечения тяжелых больных, особенно онкологических, требуются новые лекарства, а пока проходят требуемые испытания, уходит драгоценное время. «Чтобы этого не происходило, – отметила она, – придется пересмотреть порядок сертификации».
   Руководитель пресс-службы Росздравнадзора Сергей Осипов, в свою очередь, сообщил, что на регистрацию медпрепаратов отведен срок до 16 дней, причем строго оговорена юридическая процедура подаваемых документов. Чиновник напомнил, что в понедельник Владимир Путин тоже сказал, что порядок регистрации надо менять, так что сейчас этот процесс вступил в стадию согласования интересов различных ведомств.
   Однако специалисты не разделяют позиции Росздравнадзора. По их мнению, процесс сертификации проходит очень медленно. Регистрация одной позиции (а это, как правило, заводская серия лекарственных препаратов) стоит недешево – около 1 тыс. долларов, из которых оплачивается работа комиссий и экспертов. Это в первую очередь бьет по дешевым импортным лекарствам – средства на их регистрацию сопоставимы с возможной прибылью от продажи.
   Поэтому вымывание недорогих антибиотиков, анальгетиков, витаминов из российских аптек видно невооруженным глазом. Кроме того, существуют лекарства, которыми пользуется ограниченный контингент больных. Из-за небольшого объема продажи таких препаратов фирме или лечебному учреждению просто невыгодно их регистрировать.
   Тем не менее отмена сертификации, по мнению специалистов, может спровоцировать новую волну фальшивок на фармрынке. По оценкам Минздрава, доля «серого» импорта составляет 10–12%, независимые эксперты уверяют, что она больше в разы. Именно сертификация задумывалась как барьер на пути контрафакта.
   Но главную опасность представляют незарегистрированные импортные лекарственные субстанции, то есть полуфабрикаты, из которых сегодня производится, по экспертным оценкам, до 90% всех лекарств в России. Глава Минсоцздрава не так давно вынужден был признать, что «практически нет случаев, когда субстанции поступают напрямую от производителя». Иными словами, налицо полулегальные схемы импортных закупок. Станет ли ситуация лучше после отмены сертификации – большой вопрос.