10.08.2005  Товарные знаки под угрозой

   В последнее время стремительно возрастает количество споров вокруг товарных знаков. Это объясняется увеличением числа зарегистрированных знаков, а также незарегистрированных обозначений, используемых для индивидуализации товаров и услуг. Рынок брендов становится более плотным, что приводит к большей конкуренции между их владельцами.
   Эта тенденция также связана с возрастанием числа конфликтов и по поводу иных, смежных объектов интеллектуальной собственности: фирменных наименований, промышленных образцов, наименований доменов, объектов авторского права и др.
   В большинстве случаев использование имиджа чужого товарного знака бывает намеренным, так как это несет прямую выгоду. Несмотря на то, что в российском законодательстве достаточно четко прописано приоритетное право компании, зарегистрировавшей права на марку, зачастую конфликты между претендентами тянутся годами. Уже не одна известная марка потеряла лидерские позиции на рынке из-за споров, кому же она все-таки принадлежит.
   «Анализ споров между владельцами товарных знаков показывает, что наиболее часто неправомерное использование знаков имеет место по отношению к товарам, относящимся к легкой промышленности, бытовой технике, продуктам питания, фармацевтической промышленности. Значительно реже нарушения прав на товарные знаки встречаются в других отраслях, например в сфере автомобилестроения», – рассказал юрист ЮК Legas Павел Садовский.
   Конфликты по поводу товарных знаков возникают в совершенно различных областях. Причем с развитием новых средств коммуникаций подобные споры перекидываются и на них. «В последнее время нередкими являются считавшиеся экзотичными споры между владельцами товарных знаков и доменных имен, – рассказывает Павел Садовский. – Так, известны громкие судебные разбирательства, связанные с доменами kodak.ru, quelle.ru, kamaz.ru. Иногда владельцы знаков, зарегистрировавшие их в качестве адресов, сталкиваются с неумышленным использованием сходных адресов. В остальных случаях либо владельцы не в состоянии использовать знаки в качестве адресов, поскольку соответствующие обозначения уже зарегистрированы третьими лицами, работающими в других отраслях, либо эти обозначения присвоены третьими лицами, так называемыми киберзахватчиками. В России, как и во всем мире, подобные случаи уже превратились в целую индустрию получения прибыли: регистрирующие на себя доменные имена лица пытаются вымогать огромные суммы у заинтересованных компаний».
   Как сказал председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, ни один производитель в нашей стране не защищен от нападок на свой товарный знак со стороны конкурентов. «И тут все зависит от лоббистских усилий той или другой организации, – полагает г-н Шапкин. – Недобросовестные производители всегда находят способы обойти Закон «О товарных знаках», найти новые основания для исков. А интеллектуальную собственность защищать достаточно сложно».
   При этом суды могут длиться месяцами, и в этой гонке нет победителей. Изнурительная борьба за свои права выматывает всех участников процесса. И чем известнее бренд, тем больше шансов, что его начнут незаконно использовать.
   Споры по поводу старых марок, возникших в советские времена или даже раньше, зачастую затягиваются на долгие годы. Так как брендингом в Советском Союзе никто целенаправленно не занимался, то на большинстве рынков известных марок просто не было. Те марки, которые получали всесоюзную известность, выпускали многие предприятия, и впоследствии на право собственности могли претендовать лишь структуры, близкие к инстанциям, занимавшимся регистрацией в России товарных знаков.
   Наиболее известны дела по поводу российских водочных марок (таких как Stolichnaya, Moskovskaya, Smirnoff), которые перекинулись на территории других стран. Водка – один из немногих продуктов, который во всем мире ассоциируется с Россией, и тех, кто докажет права на уже известные марки, ждут миллионные прибыли. Наверно, именно поэтому водка является чуть ли не единственным продуктом, по которому ведутся многочисленные патентные тяжбы за рубежом. Уже названные Stolichnaya, Moskovskaya, Smirnoff являются предметом споров в большинстве стран мира.
   Ни одна сторона-участница процесса не может быть на 100% уверенной в своем успехе. «Определение наличия или отсутствия сходства товарных знаков – один из наиболее сложных вопросов в судебной практике и практике экспертизы товарных знаков на стадии их регистрации, – считает Павел Садовский. – Понятно, что при рассмотрении подобного рода дел присутствует известная доля субъективности при определении факта нарушения права владельца товарного знака. Основные трудности здесь вызывает не доказательство виновности нарушителей прав, а квалификация использования обозначения как нарушения прав владельца товарного знака в связи со сходством до степени смешения. Если сходство очевидно, то есть все шансы привлечь нарушителей к имущественной ответственности».
   Однако пока владельцы товарных знаков выясняют отношения, большая часть спорных брендов понемногу теряют свои рыночные позиции. Широко известны бои за марку «Жигулевское», тянущиеся с 1999 г., которые в результате привели к резкому падению доли некогда популярной марки пива. Печальны и коллизии бренда водки «Гжелка», который, по мнению аналитиков, уже навсегда ушел с первой строчки алкогольных рейтингов из-за выяснения прав собственности ТПГ «Кристалл» и петербургского ЗАО «ЛИВИЗ».