10.08.2005 Малый бизнес не пускают в авиацию Долгожданный президентский указ о создании ОАК может быть подписан и торжественно предан гласности в рамках стартующего на следующей неделе международного авиасалона МАКС-2005. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко такую возможность допускает. Более того, по его словам, кооперация между большими, малыми и средними предприятиями в рамках ОАК приобретает архиважное значение. «Взаимодействие с малым и средним бизнесом не только возможно, но и абсолютно необходимо в силу того, что ОАК проектировалась как компания горизонтальной интеграции, - заявил министр. - На всех уровнях кооперации, в том числе на этапе поставки материалов и изготовления отдельных узлов, конкурентная среда не только возможна, но и будет всячески поощряться». Оптимизм министра вызывает скептическую реакцию аналитиков и авиастроителей. «Все зависит от конкретной продукции: если у малого или среднего предприятия имеются проблемы со сбытом, то для них выгодно войти в такую корпорацию и иметь стабильный заказ, - осторожно рассуждает аналитик ИК „Брокеркредитсервис” Вячеслав Жабин. - Хотя при этом их бизнес в составе корпорации будет размытым. Если же бизнес у них налажен и идет успешно, то для них выгоднее аутсорсинг без вхождения в состав ОАК». «Я не вижу, как ОАК может стать локомотивом для развития малого и среднего бизнеса, - категорично заявляет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Максимум, что малые предприятия могут делать, - поставлять бумагу и канцпринадлежности». Причину столь недоверчивого отношения грандов авиапрома к «сомнительным» малым и средним предприятиям объяснил руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. «Если мы взглянем на такие предприятия, как Ульяновский завод, то увидим, что они построены по старому принципу: они ориентированы на продукцию, которая в своей промежуточной форме никогда не находит сбыта, - говорит Алешин. - Если у меня на предприятии есть металлургия, пластмасса, механообработка, я никогда ничего не передам на аутсорсинг, я постараюсь все сделать сам, чтобы максимально вовлечь своих людей». Такое объяснение полностью подтверждается крупными авиастроителями. «Мы хотим работать с крупными предприятиями, потому что нам нужно, чтобы они брали на себя всю ответственность за свой продукт»,- сообщил представитель одной из ведущих российских авиастроительных компаний, который предпочел остаться неназванным, «чтобы ни с кем не поругаться из-за ОАК». «Не может развиваться малое и среднее предпринимательство, сколько туда ни дай денег, сколько ни дай льгот, если малый предприниматель не будет уверен в том, что на достаточно длительное время он обеспечен заказом от более крупной компании, - говорит Борис Алешин. - Вот эта мотивация является центральной для развития всего производства и его модернизации». По его мнению, только передача части заказа на аутсорсинг на конкурсной основе способна повысить качество российских летательных аппаратов до мирового уровня. «Разрушение существующей системы, изменение промышленной структуры - вот основная идея реформирования всей промышленности»,- говорит руководитель Роспрома. Остается ждать выхода того самого судьбоносного президентского указа об учреждении ОАК, потому что только он может определить правила игры в авиапроме и предусмотреть использование в ней малых и средних игроков, до сих пор находящихся на скамейке запасных. |