09.08.2005 Санкт-Петербург: малые строительные предприятия могут быть вытеснены крупными фирмами Строители опять пугают петербуржцев предстоящим кризисом. Однако новые дома продолжают по-прежнему строить. И особого роста цен не наблюдается. Правда, в Комитете по строительству города не отрицают, что подрядчики испытывают определенные проблемы, но они временные, а не системные. Ведь сейчас в Санкт-Петербурге в разной стадии строительства находится 3,42 млн квадратных метров жилья. Причем запас земельных участков под застройку, накопленный за 2003-2004 годы, значительный. Подрядчики могут маневрировать ресурсами, переключаясь на сектор коммерческой недвижимости. Кроме того, увеличился объем заказов за счет бюджетных средств. В частности, за счет бюджета Санкт-Петербурга - на 5,2 млн рублей. Основная проблема развития сектора домостроения - низкий покупательский спрос и снижение инвестиционной привлекательности долевого строительства, что отчасти спровоцировано изменившимся российским законодательством. В Российской Федерации позаботились о защите прав потребителей, но позабыли о мерах поддержки строительных компаний. Очевидно, что при обострившейся конкуренции выжить на рынке удастся в первую очередь крупным компаниям, поэтому для большинства фирм важно сохранить объемы работ. Причем не только в сегменте коммерческой недвижимости, но и в секторе домостроения. Для этого есть пока единственный вариант - выходить на финансовый рынок для восполнения дефицита оборотных средств. Фактически делается шаг навстречу банковскому капиталу, который пока не отваживается на масштабные инвестиции в строительство жилых домов. Большинство крупных строительных фирм вкладывает в возведение жилья часть собственных средств (как правило не менее 15%). И чем медленнее оборот этих средств, тем, как ни странно, выше маржа строителей. Однако такой способ заработка могут позволить себе только крупные фирмы. Для малых и даже средних компаний замедление оборота средств разорительно. Потому эффект превышения спроса над предложением способствует выдавливанию малых предприятий из строительного бизнеса. Иными словами, может использоваться как инструмент конкуренции. Между прочим, степень его воздействия на рынок цен вполне прогнозируема, если отслеживать тенденции на вторичном рынке жилья, который может служить индикатором уровня ресурсов у потенциальных покупателей. Следовательно, причина нынешнего беспокойства строительных компаний не столько в затоваривании рынка, сколько в снижении динамики роста стоимости новых квартир: вкладывать часть финансов в сектор отложенного спроса уже не так выгодно, как прежде. А это заставляет вносить поправки в маркетинг. |