09.08.2005  Госдума хочет запретить рекламу лекарств на ТВ

   В дискуссиях вокруг нового закона о рекламе, который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в осеннюю сессию, обнаружился новый поворот. Теперь помимо рекламы пива парламентарии предлагают запретить и ролики, повествующие о лекарственных препаратах.
   Идея о запрете рекламы лекарств на телевидении не нова. Два года назад с такой же инициативой выступил и Минздрав России. Сейчас же озвучить ее вновь взялся председатель комитета по государственной политике, законности, правопорядку и безопасности Астраханской думы Александр Башкин. Необходимость запрета телерекламы лекарств мотивируется тем, что она способствует самолечению и, следовательно, наносит вред потребителям.
   Первыми на эту инициативу отреагировали торговые компании. "Мне кажется, что нет особых причин для ограничения рекламы, в том числе рецептурных лекарств", - заявил начальник отдела регионального развития компании "СИА Интернейшнл" Максим Якушкин. По его мнению, если реклама достоверна и интересна, то она нужна. А пациент имеет право представлять себе, какие новые препараты выходят на рынок, каковы их преимущества.
   "Проблема не в том, рекламировать или не рекламировать, например, те же рецептурные лекарства. Проблема в том, что такие лекарства нельзя позволять покупать без рецепта врача. Например, в США строгий контроль отпуска со стороны FDA (Food and Drug Administration) позволяет рекламировать рецептурные лекарства даже по телевидению", - говорит Максим Якушкин.
   "Инициатива астраханских депутатов вызвана скорее всего множеством случаев недобросовестной рекламы. Причем чаще всего это касается биологически активных добавок, в то время как они не являются лекарственными средствами", - считает генеральный директор аналитической компании RMBC (ГК "Ремедиум") Мария Денисова. По ее словам, в новом законопроекте этот вопрос решается путем четкого разделения БАД и лекарственных препаратов.
   "Я не думаю, что такой радикальный способ был бы полезен", - заявил глава комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов. По его словам, в законопроекте, который Дума уже рассмотрела в первом чтении весной, предложен более мягкий вариант. Реклама лекарств в целом не запрещается. Нельзя будет, во-первых, утверждать, что препарат является панацеей для лечения какого-либо заболевания. Во-вторых, использовать "образы живых людей", которые якобы излечились благодаря рекламируемому лекарству. И в-третьих, из роликов необходимо убрать "человека в белом халате". Также предполагаются жесткие ограничения на рекламу лекарственных препаратов, содержащих наркотические и сильнодействующие вещества.
   Тем не менее, если запрет на рекламу лекарств будет введен, то он "может повлиять на структуру рейтингов торговых наименований лекарственных средств: произойдет перераспределение ведущих торговых наименований", считает Мария Денисова.
   "На первый взгляд запрет телерекламы лекарственных препаратов - это защита отечественного производителя, - считает Валерий Драганов. - Ведь сейчас в аптечных рейтингах лидируют в основном западные фирмы. Однако для повышения конкурентоспособности отечественных лекарств реклама тоже нужна".
   При этом, по мнению экспертов, отсутствие рекламы на ТВ, несомненно, скажется и на повышении роли провизоров и врачей в процессе покупки лекарственных препаратов.