08.08.2005  Как создать процветающий бизнес в самый разгар экономического кризиса?

   Рецепт аргентинского предпринимателя Алехандро Питашни, одного из основателей компании по производству пакетированных напитков Jose, звучит просто: ориентироваться на экспорт, начинать с товаров класса премиум, никогда не опаздывать с поставками и уметь прислушиваться к клиентам.
   В самый разгар финансового кризиса в Аргентине в 2001 г. 29-летний аргентинец Алехандро Питашни жил вполне комфортно в Лондоне, работал в местном подразделении Deutsche Bank. Неожиданно для многих он бросил все и с $10 000 в кармане отправился на родину открывать свой собственный бизнес. Теперь можно сказать, что его поступок полностью себя оправдал. Компания Jose, созданная Питашни вместе с двумя бывшими одноклассниками, экспортирует высококачественный чай и травяные настои в Азию, США, Великобританию и другие европейские страны, а также на Ближний Восток. Около 75% оборота компании приходится на зарубежные страны. Ожидается, что в этом году объем продаж вырастет на 500%.
   Пока Jose продает пять разных напитков: листики цедронового дерева, черный чай, мяту, плоды патагонского шиповника и экспортный, менее крепкий вариант мате. “Наши настои способствуют приливу бодрости, помогают пищеварению, оказывают тонизирующий эффект”, — рассказывает Питашни. К тому же в качестве упаковки Jose использует не тонкую бумагу, а мешочки из хлопчатобумажной ткани — муслина. В отличие от обычного бумажного чайного пакетика муслин не влияет на вкус настоя.
   Стратегию вывода продуктов компании на зарубежные рынки партнеры разработали вместе с Ноем Голомбом, молодым архитектором, живущим в Лондоне. “Мы хотели создать продукт высокого качества. Поэтому мы начали бизнес с исследования рынков сбыта”, — говорит Питашни.
   Контракты удалось заключить благодаря не характерным для аргентинских компаний обязательности и умению прислушиваться к пожеланиям клиентов, утверждают Питашни и один из его партнеров — Пабло Пинкус. “В западных странах это прописные истины, но, к сожалению, в Аргентине многим компаниям не удается воплотить их в реальность. Мы хотели от всех отличаться. А в Аргентине быть другим — значит выполнять свои обязательства”, — объясняет Пинкус. Найти в Аргентине столь же обязательных поставщиков было не так легко. По словам Пинкуса, весь первый год в бизнесе ушел на поиски лучших чайных плантаций на широких просторах Аргентины. “Наш чай выращивают на самом юге, в Патагонии, и на самом севере, в субтропиках”, — говорит он.
   Компанию назвали Jose, потому что “это простое имя для непростых продуктов, которое легко произносится на разных языках”, говорит Пинкус. Сегодня в штате компании работают семь постоянных сотрудников. Кроме того, компания оплачивает труд приблизительно 20 человек, которые делают для нее чайные пакетики на одном из местных заводов.
   Утвердившись в верхнем секторе рынка, компания планирует выпускать более доступную по ценам линию травяных чаев. Jose обсуждает заключение новых выгодных контрактов с дистрибуторами во Франции, Ливане и Австралии, добавляет Питашни. А что потом? Компания будет использовать проверенную стратегию для вывода на зарубежные рынки других продуктов класса премиум: меда, варенья, специй и даже вина. “Все дело в доверии. Если потребитель ассоциирует имя Jose с высоким качеством, то он благосклонно воспримет и другие продукты под этим брэндом”, — утверждает Питашни.