04.08.2005  Санкт-Петербург: торговая политика властей не учитывает интересы малого бизнеса

   Очередная кампания против ларьков, которая началась весной, имеет серьезную подоплеку. Она лишь звено в цепи преобразований розничной торговли, которые наметила городская власть. В дополнение к принятой в апреле программе социально-экономического развития Петербурга соответствующий комитет разработал Концепцию развития потребительского рынка до 2007 года.
   Цель концепции - значительно увеличить количество торговых площадей, разместить их по городу в разумном соотношении, улучшить качество обслуживания «среднестатистического» покупателя. В идеале реформаторы стремятся достичь европейских показателей, однако исходят из российской реальности. Одно они обещают наверняка: государство в лице чиновников Смольного возьмется за розничную торговлю всерьез и готово гарантировать достижение конкретных результатов.
   Сейчас концепция обсуждается в районных администрациях и ждет правительственного утверждения. А тем временем специалисты проводят учет объектов розничной торговли и создают адресную программу размещения новых предприятий.
   Сегодня часто получается так, что на одном пятачке теснятся несколько однотипных магазинов. В то же время в новостройках и спальных районах есть большие территории, на которых, кроме представителей малого и индивидуального бизнеса, никто не торгует. Эту диспропорцию будут исправлять, для чего создают адресную программу размещения торговых предприятий того или иного вида.
   Формируют ее в зависимости от социальной значимости будущих торговых площадей, а не от их рентабельности.
   Понимая, что привлечь инвестора на неприбыльные территории трудно, разработчики концепции делают ставку на крупных сетевиков, которым по силам содержать «социальные» магазины с небольшой доходностью. В концепции неоднозначно подтверждено, что торговая политика властей направлена на развитие гипермаркетов, супермаркетов, крупных торговых центров и на привлечение зарубежных и московских компаний.
   Впрочем, город открыл сетевым магазинам зеленую улицу уже давно. Только в период с января по июнь этого года в Петербурге появилось рекордно много дискаунтов: пять «Пятерочек», восемь «Дикси» и «Находка». Кроме того, вырос еще один «Патэрсон», «Лента» и «METRO». До конца 2005 года планируется увеличить площадь сетевой торговли почти в полтора раза. В правительстве Петербурга подсчитали, что уже сегодня каждая вторая покупка совершается в магазинах сетевых компаний. Всего же их в городе 180, они объединяют более 1400 предприятий.
   Многострадальному малому бизнесу, в том числе индивидуальному, придется туго. Постановление о запрете мелкорозничной торговли около станций метро и остановок отправлено на доработку - губернатор распорядилась уточнить некоторые формулировки. Но суть от этого принципиально не меняется.
   Скорее всего, закрытие ждет владельцев тех торговых объектов в подземных переходах, к которым не подведены инженерные коммуникации.
   Предлагается оставить «будочную» торговлю лишь там, где пока еще не хватает стационарных магазинов, то есть в качестве временной меры.
   Впрочем, и так понятно, что по мере строительства все новых и новых «сетей» ларьки и лотки будут исчезать естественным образом. По приблизительным подсчетам, объектов малого бизнеса в их нынешнем виде станет меньше в два - два с половиной раза. Кстати, сегодня в городе насчитывается около 4500 ларьков, павильонов и других объектов мелкой розницы, а также примерно 280 соответствующих зон.
   Трудности ждут не только ларечников, но и хозяев небольших магазинов.
   Специально закрывать их предприятия не будут, но, как можно понять из концепции, лишние просто исчезнут в результате «экономического регулирования», под чем подразумевается не только конкуренция, но и повышение арендной платы в местах, выгодных для торговли. Эксперты говорят, что в таких условиях выживут те предприниматели, которые сумели или сумеют занять сугубо отличную от других нишу - предложить индивидуальный подход к покупателю и эксклюзивный товар.
   Мелкорозничные рынки предполагается организовывать в местах нынешних стихийно возникших торговых зон. Половина торговых предприятий будет оборудована таким образом, чтобы их могли посещать инвалиды.
   По последним данным комитета экономического развития, к 1 июня в Петербурге действовало 10,710 стационарных предприятий розничной торговли (примерно половина - продовольственные). А к 2007 году согласно концепции их станет 11,200. Количество гипер-, супермаркетов, сельхозрынков, кафе, ресторанов и других предприятий общепита, а также предприятий бытового обслуживания вырастет в полтора раза, а общая площадь розничной торговли - в два раза и достигнет 2,8 млн квадратных метров.
   Минимум в полтора раза возрастет число бань. Сегодня их насчитывается 44, а к 2007 году станет около 70.
   Ожидается и экономический эффект в виде роста розничного товарооборота на 7 процентов в год. Понятно, что общий городской бюджет пополнится налоговыми поступлениями. Все эти запланированные в концепции цели поданы как обязательства власти перед населением. То есть в случае правительственного одобрения их достижение в прямом смысле гарантировано.
   Вот только хозяевам лавок, павильонов, витрин и ларьков ничего не гарантировано. На фоне столь грандиозных намерений как-то несущественно выглядят мелкие неурядицы малого бизнеса.