03.08.2005  Расширяется рынок лизинговых услуг

   Пока клиенты неспешно привыкают пользоваться лизинговыми услугами, ведущие участники рынка стараются максимально расширить пакеты своих предложений.
   В первую очередь речь идет о различных видах лизинга: оперативном и финансовом. Первый предусматривает финансовую аренду на длительный срок с возможностью использовать налоговые льготы, второй предполагает выкуп клиентом предмета лизинга по остаточной стоимости после окончания срока лизинговой сделки.
   На сегодня абсолютное большинство сделок совершается по схеме финансового лизинга. Оперативный лизинг используется в тех случаях, когда компании не стремятся к приобретению того или иного оборудования в собственность, а нуждаются в нем лишь на время. Применительно к автотранспорту, как правило, речь идет об аренде автокранов или специальной техники.
   Между тем, как считают представители ряда лизинговых компаний, именно оперативный лизинг в ближайшее время может стать инструментом для привлечения новых клиентов. Причина - в гибкости различных схем, которые предусматривает этот вид финансовой аренды.
   Прежде всего, при использовании оперативного лизинга платежи, которые вносятся клиентом, уменьшаются на 20-40%: из графика исключается остаточная стоимость предмета лизинга.
   Кроме того, оперативный лизинг предусматривает серьезное сервисное сопровождение на всем протяжении срока аренды, поскольку лизинговая компания в данном случае заинтересована в том, чтобы переданные в лизинг машины вернулись к ней в лучшем техническом состоянии. При этом оперативный лизинг дает клиентам возможность использовать налоговые льготы, недоступные при обычной аренде.
   «Становится актуальным предоставление некоторым лизингополучателям услуги оперативного лизинга. И мы планируем расширять круг клиентов за счет крупных компаний и представительств иностранных фирм, для которых интересен оперативный лизинг, - комментирует директор петербургского филиала лизинговой компании “Центр-Капитал” Петр Ванюков. - Также весьма востребован аутсорсинг в сфере автолизинга, который включает в себя весь спектр дополнительных услуг - от регистрации автомобиля в ГАИ и техобслуживания до работы аварийных комиссаров. Наша компания ориентируется на сотрудничество с крупными и средними корпоративными клиентами». Планируется расширять целевую аудиторию за счет малого бизнеса, испытывающего потребность в современном финансовом продукте, компания готова рассматривать проекты стоимостью от $10 тыс.
   По мнению специалистов, с ростом автолизингового рынка, набор предлагаемых клиентам схем и услуг будет только расширяться. Это позволит достаточно быстро подключить к лизингу те компании, которые сегодня не имеют возможности пользоваться им.
   Так, весьма привлекательным считается потенциальный рынок, к освоению которого большинство компаний еще не приступило. Это молодые фирмы, которые пока не имеют достаточной истории, необходимой для заключения лизинговой сделки. Решением в такой ситуации становится сублизинг - подписание формального договора на материнскую или родственную компанию с передачей приобретенного имущества в пользование третьей стороне.
   Уже появились компании, практикующие ускоренное принятие решений по сделкам, объем которых не превышает определенной суммы (как правило, речь идет о “потолке в 100 тысяч “условных единиц”). Срок решения вопроса о финансировании в таких случаях меньше часа, за который эксперты компании успевают рассмотреть представленные потенциальным клиентом материалы при помощи скоринговых методик.
   Идет снижение комиссионных расходов на заключение лизинговых сделок, уменьшаются размеры авансовых платежей (в среднем - 13-15% от первоначальной стоимости имущества), а в ближайшем будущем возможно и снижение до 0%. Правда, такие послабления светят в первую очередь крупным клиентам - для малых фирм высокий “входной порог”, скорее всего, сохранится. Впрочем, выбирать им не приходится - рынок банковских займов для малого бизнеса по-прежнему остается закрытым.