03.08.2005 Санкт-Петербург: рынок автолизинга будет расти "В летний период автолизинг остается одним из немногих направлений бизнеса, не подверженным сезонным колебаниям", - говорит генеральный директор компании "Прогресс Нева лизинг" Станислав Ким. С этой оценкой соглашаются представители большинства лизинговых компаний Санкт-Петербурга. Настоящий автомобильный бум, который наблюдается уже несколько лет подряд, сперва породил взлет потребительского кредитования, а затем и рост спроса на лизинг. По словам Станислава Кима, крупные автохозяйства сегодня развиваются практически только с помощью лизинговых схем, иного варианта нет. Когда речь идет о закупке 50-100 автобусов, каждый из которых стоит от 100 тыс. долларов, говорить о возможности воспользоваться банковским кредитом на предлагаемых сегодня условиях или собственными средствами не приходится. Потенциально лакомый кусок для лизингового бизнеса - крупнейшие городские таксопарки, которые оказались перед реальной необходимостью удваивать и утраивать свои автохозяйства. Однако до сих пор, насколько известно, ни одной крупной сделки не было заключено. У владельцев таксопарков есть собственная отработанная схема бизнеса. Как правило, они сдают машины в аренду водителям, причем по истечении определенного срока этот автомобиль переходит таксисту в собственность. Кроме того, значительная часть финансовых потоков в этом бизнесе по-прежнему остается "в тени", а лидеры бизнеса нередко практикуют раздел своих машин между несколькими малыми фирмами. Финансовые расчеты в таксопарках до сих пор ведутся достаточно примитивно: хозяин прикидывает, сколько километров в день проезжает машина, сколько тратится бензина, какова выручка, определяет свой процент - больше его ничего не интересует. Лизинговую сделку в таких условиях, конечно, не провести. Последнее время, правда, наметилась иная тенденция. Владельцы некоторых крупных таксопарков уже всерьез задумываются о том, что пора менять схемы работы, укрупняться, использовать те возможности, которые дают современные технологии бизнеса, в том числе лизинг, но решающего шага пока никто не сделал, рассказывает Станислав Ким. По словам представителей многих лизинговых компаний одна из таких причин в том, что до многих клиентов, которые могли бы воспользоваться автолизингом, до сих пор приходится доносить смысл этой услуги и ее преимущества перед стандартным кредитованием или приобретением с единовременной выплатой полной стоимости. На сегодня у лизинговых компаний имеются варианты схем, позволяющих частным лицам пользоваться благами лизинга. Один из вариантов - фирма приобретает тот же автомобиль для своего сотрудника: с одной стороны, машина куплена на компанию, с другой - ее стоимость работник погашает из своей зарплаты. На такой вариант, как говорят представители лизинговых компаний, соглашается все больше клиентов. У данной схемы есть и еще одно преимущество для работодателей: они получают дополнительный инструмент стимулирования сотрудников. Конкурентная борьба на рынке автолизинга усиливается с каждым годом. Данную услугу готовы предоставить практически все. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, тем, что предмет лизинга (автомобиль) относительно недорог и финансовых возможностей даже небольших лизинговых компаний обычно достаточно. Во-вторых, высокой ликвидностью на вторичном рынке автотранспорта, что позволяет лизингодателям более свободно оперировать таким понятием, как "залоговая стоимость", говорит директор санкт-петербургского филиала лизинговой компании "Центр-Капитал" Петр Ванюков. Примечательно, что даже в такой ситуации на рынке по сей день остаются свободные ниши. В частности, это касается взаимоотношений с дилерами. у лизинговых компаний есть возможности добиваться хороших условий для своих клиентов, в том числе корпоративных скидок и набора бонусных услуг, на которых многие автосалоны последнее время стараются экономить, подчеркивает Станислав Ким. |