03.08.2005  Если вас вызвали в суд

   Чем выше занимаемый менеджером пост, тем больше вероятность того, что когда-нибудь ему придется отстаивать интересы своей компании в суде по самым разнообразным искам. Давать показания тоже нужно уметь.
   Если руководителю не нравится, как проходит совещание, то он берет инициативу в свои руки: меняет повестку дня по своему усмотрению, говорит о том, что с его точки зрения наиболее важно. Во время встреч, заседаний и совещаний руководители яростно отстаивают свою точку зрения, убеждают противника в своей правоте. Чтобы убедить оппонента, все средства хороши: и логическая беседа, и остроумная шутка, и решительный взгляд.
   Но если на компанию подали в суд, а адвокаты другой стороны вызвали руководителя для дачи показаний, то привычные методы убеждения часто теряют смысл. И неожиданно для себя вчерашние храбрецы начинают бормотать что-то в свое оправдание. В течение долгих часов они вынуждены отвечать на самые, казалось бы, неуместные и абсурдные вопросы. Если они пытаются спорить, шутить или угрожать, то каждое слово, произнесенное ими, может быть вырвано из контекста и ухудшить и без того непростое положение компании.
   Отечественные юристы полагают, что правовая культура в России еще не сложилась. Многие люди просто не знают правил поведения в суде. “Если менеджер не юрист, то зачастую он ведет себя в суде совершенно неадекватно, — говорит Валерий Шахов, адвокат из адвокатской палаты Москвы. — Разбирательство идет на уровне базара, стороны кричат друг на друга, судья тоже ввязывается в скандал”. Оказавшись в суде, россияне часто впадают в ступор, краснеют, бледнеют и не знают, что говорить, добавляет к этому Евгений Тимофеев, управляющий партнер юридической компании Timothy's Legal. По мнению Тимофеева, человек должен идти в суд с правильным настроем и не бояться судей.
   Чтобы выжить во время судебного разбирательства, адвокаты и руководители советуют помнить четыре ключевых принципа. Во-первых, отвечать на вопросы коротко и по существу, не говорить о том, о чем не спрашивали. Во-вторых, тщательно подготовиться к выступлению. В-третьих, сохранять спокойствие и говорить правду. И, наконец, хорошо изучить стратегию защиты своей компании.
   Адвокаты рекомендуют своим клиентам говорить на слушаниях как можно меньше. Нужно отвечать только на заданные вопросы и не рассказывать сказки, советует Генрих Падва, управляющий партнер адвокатского бюро “Падва и партнеры” и гендиректор совместного предприятия “Международные адвокаты”.
   Следует избегать двусмысленных фраз, считает специалист по набору персонала Валери Фредериксон. Во время дачи показаний она рекомендует пользоваться возможностью объявить перерыв (это разрешается). Пауза особенно поможет тем, кто почувствовал, что начинает злиться и теряет терпение.
   Чтобы избежать неловких ситуаций, юристы советуют менеджерам оставлять все эмоции за порогом зала суда. Тимофеев из Timothy's Legal считает, что “ни при каких условиях не надо взывать к справедливости суда и говорить, что все куплено”. Такие заявления спровоцируют негативную реакцию судьи.
   К выступлению на суде необходимо тщательно готовиться. В некоторых случаях адвокат Барбара Мозес устраивает репетиции слушания, а затем показывает руководителям видеозапись. “Обычно это действует, — говорит она. — Они понимают, что плохо держатся на слушаниях, и начинают усиленно тренироваться”.
   Представитель компании должен иметь хотя бы начальную юридическую подготовку. Если таковой у него нет, то лучше обратиться за помощью к специалистам. Исход судебного разбирательства во многом зависит от того, как были подготовлены судебные документы.
   Не менее полезно подстроить доклад под психологический тип судьи, рекомендует Сергей Савсерис, старший юрист юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”, и выделяет три психологических типа. Первые ценят схематичное изложение, вторые любят четкую структуру доклада, третьи лучше воспринимают сказанное на слух и высоко ставят хорошее устное изложение темы, утверждает он.