02.08.2005  Ю.Жданов: закон об ОЭЗ лишь частично направлен на развитие малого и среднего бизнеса в рамках технико-внедренческих зон

   Сегодня, 2 августа, в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрия Жданова на тему «Об особых экономических зонах в РФ».
   Свое выступление Ю. Жданов начал со слов, что и закон об особых экономических зонах, и указ о создании Федерального агентства по управлению ОЭЗ были подписаны Президентом РФ 22 июля текущего года. Таким образом, МЭРТ получил пятый подчиненный себе орган. По словам руководителя Федерального агентства, работа над этим законопроектом шла сложно: МЭРТ пыталось выпустить этот документ более 4-х лет. «Сильно мешали межведомственные процедуры согласования и многое из того, что было связано с негативным опытом по созданию ОЭЗ в РФ», - уточнил он. Однако, по мнению Ю. Жданова, скорости прохождения закона об ОЭЗ можно только позавидовать: и указ, и закон были подписаны в один день. Говоря о мировом опыте, руководитель Федерального агентства сообщил, что всего существует более тысячи особых или свободных экономических зон.
   В отношении главных задач Федерального агентства Ю. Жданов заявил, что его деятельность будет направлена на "поиск точек роста новой экономики", привлечение капитала в РФ, а также " торможение оттока мозгов". Причем, МЭРТ будет пытаться сделать деятельность Федерального агентства прозрачной для всех, кто будет вовлечен в эту сферу. При этом руководитель Федерального агентства отметил, что «мы не ставим своей целью подменить экономику страны и сделать агентство глобальным органом по созданию большого количества ОЭЗ». По его словам, будет создано меньше 10 ОЭЗ, на текущий момент уже подано 30 заявок. Причем все процедуры по созданию ОЭЗ являются конкурсными.
   Ю. Жданов уточнил, что пока в законе говорится только о 2 типах ОЭЗ: технико-внедренческих и промышленно-производственных. Но планируется также появление третьего типа зон - туристско-рекреационных, и к осени ожидается внесение соответствующих поправок в Госдуму. В качестве первых шагов по созданию ОЭЗ, он обозначил объявление в сентябре конкурсов, которые будут проводиться c поздней осени до конца года. «Только так мы имеем шанс не потерять 2006-й бюджетный год», - пояснил руководитель Федерального агентства.
   Ю. Жданов отметил, что активная работа по технико-внедренческим зонам уже давно ведется в 5 регионах – Москве, Московской области (г. Дубна), Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске. Дальше всех в подготовке проекта продвинулась Московская область, Томск занимает второе место. Эти регионы без ожидания средств Федерального бюджета подготовили проектно-сметную документацию, определили потенциальных инвесторов, сделали наброски архитектурно-планировочных решений. Что касается промышленно-производственных зон, то желание создать их на своей территории изъявили Дальний Восток, Сибирь, Татарстан и ряд других регионов Поволжья.
   Ю. Жданов затронул вопрос о дотационных регионах, в которых планируется создавать промышленно-производственные зоны. Главным образом, речь идет о создании промышленных предприятий как за счет российских, так и иностранных инвестиций. Он отметил, что в мире существует много совместных ОЭЗ. В качестве наиболее успешного проекта была названа ОЭЗ, созданная Китаем и Сингапуром в Сучжоу. Такая зона, по его словам, является своеобразным магнитом, который притягивает инвесторов не только «строго по профилю» деятельности, расположенных на ее территории предприятий, но и развивает общую инфраструктуру города. «Опыт ряда стран говорит о том, что 80% проектов такого рода успешны, а 20% - это погрешность», - подытожил руководитель Федерального агентства.
   «Времени на раскачку не так много, - отметил Ю. Жданов. - Положения о новом федеральном органе начнем согласовывать на днях». Таким образом, Федеральное агентство по управлению ОЭЗ должно будет полноценно заработать раньше указанного президентом 3-месячного срока. Численность центрального аппарата составит около 100 человек. 50-60 человек уже имеются «в банке данных», поэтому существует готовность к формированию кадрового потенциала нового органа МЭРТ. Что касается территориальных органов Федерального агентства, то их кадровый состав ограничится 20 сотрудниками. «Наш лозунг – учиться у соседей и стараться делать лучше, чем они», - заявил руководитель Федерального агентства. По его словам, есть все основания полагать, что ОЭЗ начнут работать в конце 2007. – начале 2008 гг. «Мы сможем запустить большинство зон, которые будут отобраны по конкурсу, в конце 2007 – начале 2008 гг., миновав необходимые циклы строительства и оснащения необходимым оборудованием», - резюмировал он.
   Отвечая на вопросы журналистов о финансировании, Ю. Жданов отметил, что пока цифры согласовываются МЭРТ с Минфином, но к 2006 г. планируется получить порядка 8 млрд руб. из Федерального бюджета. «Чем быстрее мы проведем конкурсы и определим проектно-сметную документацию, тем больше гарантий, что мы получим эти деньги и сможем их эффективно расходовать», - пояснил он.
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», какое влияние окажет создание ОЭЗ на развитие малого и среднего бизнеса, Ю. Жданов отметил, что данный закон лишь частично направлен на развитие малого и среднего бизнеса в рамках технико-внедренческих зон. "В целом законопроект направлен на расширение крупного бизнеса", и цена "входного билета" в промышленно-производственной зоне для инвесторов составляет 10 млн евро, пояснил он. Причем, первый миллион должен быть вложен в течение первого года. «Входной билет недешевый – малые и средние предприятия не смогут его поднять», - пояснил он. Однако решение вопроса, будет ли крупный бизнес привлекать в рамках промышленно-производственных зон малые предприятия, например, для производства комплектующих частей, по мнению Ю. Жданова, зависит уже от инвестора.
   В отношении возможных злоупотреблений, в частности, в области вывода капиталов за рубеж, Ю. Жданов отметил, что разработаны соответствующие механизмы на уровне подзаконных актов, которые будут этому препятствовать. В частности, именно по этой причине не прошли поправки по предоставлению статуса резидента вне ОЭЗ. «Мы постоянно думаем о том, как не изгадить эту идею и не превратить ОЭЗ в прачечную», - уточнил он. По словам Ю. Жданова, имеется уже достаточное количество инвесторов, и в настоящее время МЭРТ имеет возможность выбирать, «кого пускать, а кого нет». Имеется даже политическая составляющая: некоторые решения по иностранным инвесторам предполагается согласовывать с МИДом, сообщил он.