02.08.2005 Россияне по привычке едут на Черное море, невзирая на высокие цены и низкий сервис В этом году российские черноморские пляжи победили курорты Турции, Египта и Туниса. Рекордную высоту взяли, правда, количеством. Так, Краснодарский край уже посетили свыше 7 млн. человек, а к концу сезона эта цифра, по прогнозам специалистов, возрастет до 10 млн., что на 25% больше, чем в прошлом году. Но если хозяева российских курортов не закрепят успех и не возьмутся за улучшение незатейливого сервиса, ситуация может кардинально измениться. Ведь по соотношению «цена-качество» наши курорты уже давно проигрывают и Турции, и Египту, и Тунису. Туристический бизнес на Черноморском побережье России развивается поистине бешеными темпами. Вдоль всей линии прибоя денно и нощно стучат молотки: строители возводят частные гостиницы. Задача не из легких, на минимуме площади разместить максимум «коммерческой недвижимости» – номеров для приезжающих на юг соотечественников. Три, четыре, даже пять этажей – хозяева надеются втиснуть туда как можно больше комнат. Постичь логику туристического рынка на российском побережье Черного моря невозможно. Он живет по каким-то своим, неведомым законам. Поездка на российский юг для семьи из трех человек на две недели обойдется (с учетом билетов) тысячи в полторы долларов. Это если брать по минимуму, без столь приятных на отдыхе излишеств. В лучшем случае удобства в номере. Кондиционер, сауна, бассейн, шведский стол, спортивные площадки – все это за отдельную и очень высокую плату. Бесплатного нет ничего. Так, в Анапе в парке аттракционов даже на искусственных пластиковых водопадиках, присобаченных к стенкам уличных кафе, висит гордая бумажка: «Снимок у водопада на ваш фотоаппарат – 10 рублей». К водопадикам тянутся очереди из тех, кто жаждет запечатлеть себя на фоне водопроводных струй. Участники туристического бизнеса крайне неохотно рассуждают на тему взвинченных цен и низкого уровня сервиса. В охотку идут лишь рассказы о беспределе чиновников и бандитов. Объяснить, почему фрукты на местных рынках стоят в полтора-два раза дороже, чем в Москве, не может никто. Хозяев всевозможных «приютов усталого туриста» понять можно. Спрос сейчас значительно превышает предложение: все номера в пансионатах, домах отдыха и частных гостиницах забиты отдыхающими согражданами. А если они готовы платить столько, зачем снижать цены? Вот и выходит, что средний доход с отельчика средней руки (30–35 номеров) в один из «горячих» месяцев составляет от 30 до 60–70 тыс. долларов. Но все же главная загадка Черноморского побережья – почему сюда все же едут люди? Переплачивая в два раза по сравнению с той же Турцией? Ютясь среди окурков и кукурузных объедков на пляже? Плавая в кишащем хищными аквабайками море? По полчаса ожидая болтающего с приятелями официанта в кафе? Ответить на эти вопросы не смог ни один из специалистов в области туризма. В основном все они сводились к неким предположениям и догадкам, ведь ни одного серьезного исследования предпочтений российских курортников до сих пор – и это тоже странно – не проводилось. «Многие едут на наш юг просто по привычке, приобретенной еще в Советском Союзе, – сказал пресс-секретарь Федерального агентства по туризму Сергей Синицын. – У нас в стране также осталось много «невыездных». Кто-то пасует перед языковыми проблемами, у некоторых вообще боязнь заграницы, свой внутренний железный занавес». «Очень много людей не смогли оформить загранпаспорт, – сказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Люди просто не хотят стоять в очередях». Еще одна причина популярности российских курортов – ничем не подкрепленная уверенность туристов, что отдых в Анапе обойдется дешевле, чем в Анталье. «И таких людей практически невозможно переубедить в обратном, – рассказала менеджер одной из крупных московских туркомпаний Юлия Рыбакова. – Они просто отказываются верить, что с учетом билета на самолет, а по России летают только регулярные рейсы и это стоит значительно дороже турецкого чартера, отдых в пансионате уровня трех звезд обойдется в среднем в два раза дороже аналогичного отдыха в Турции или в Египте». «На 1500 долларов на двоих в России практически нереально получить тот же набор удовольствий, что в Турции или в Египте, – сказал эксперт информационной службы Банко Дмитрий Даниленко. – И инфраструктура проигрывает. Если за границей на территории отеля есть практически все, что нужно для отдыха, то у нас таких гостиниц пока единицы». В то же время в администрации Краснодарского края уверяют, что к ним едут исключительно из-за низких цен. «Приезжайте к нам, походите по отелям, частному сектору, и вы увидите, что цены туроператоров и цены здесь – это, как говорится, две большие разницы, – заявил пресс-секретарь департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Александр Левченко. – Наценку обычно назначают посредники, от них мы всячески стараемся избавиться». «У российской туриндустрии было три шанса. Первый – дефолт 1998 года, когда у людей не было денег, второй – 11 сентября 2001 года, когда люди просто боялись летать, и 2003 год – война в Ираке, тогда тоже обстановка была крайне неблагоприятной, – отметила Ирина Тюрина. – И надо сказать, что наша туриндустрия этими шансами воспользовалась. Поток туристов на черноморском направлении с каждым годом только увеличивается. Но обстановку в целом нельзя назвать безоблачной. Вместе с увеличением числа туристов растет и стоимость внутреннего турпакета. Только за последний год она поднялась на 25%. На это влияет и рост цен на бензин, и инфляция, и возросшая стоимость пассажирских перевозок. И если эта тенденция сохранится, то все, что было завоевано за последнее время, просто рухнет и народ опять потянется к той же самой Турции. Ведь цена турпакета если и не снижается, то, по крайней мере, не так сильно дорожает». |