01.08.2005  Нижний Новгород: ресторанный рынок стал более цивилизованным

   Ресторанный рынок Нижнего Новгорода начал складываться чуть более 6 лет назад, когда стали развиваться городская инфраструктура и расти доходы населения. Развитие современного ресторанного бизнеса в последние 1,5 года значительно повысило "цивилизованность" нижегородского общепита: на смену "забегаловкам" приходят заведения с высоким уровнем сервиса и качеством пищи. В городе наблюдается развитие всех сегментов рынка: от сетей быстрого питания до элитных и тематических ресторанов. По данным городской администрации, на 1 января 2005 года в Нижнем Новгороде действовало 837 общедоступных заведений общепита, что на 2,5% превышает показатель начала 2004 года. При этом количество ресторанов возросло за год с 24 до 29, баров - с 61 до 74, кафе - с 218 до 249, зато закусочных - сократилось с 504 до 475. В 2004 году в Нижнем Новгороде открылось 21 общедоступное предприятие общепита, тогда как в 2003 году - 67. Рынок явно близится к количественному насыщению и дальнейшее его развитие будет происходить все больше за счет качественных параметров.
   Ресторанный сегмент занимает в индустрии питания Нижнего Новгорода около 5%. Для большинства из почти 1,4 млн нижегородцев визит в ресторан все еще остается большим событием. По данным социологических исследований, в последние годы в Нижнем Новгороде сформировалась достаточно стабильная по численности состоятельная прослойка населения в 5-7 тыс. человек, и усилия рестораторов до сих пор направлены в основном на удовлетворение потребностей именно этой части горожан.
   По мнению главного специалиста отдела развития потребительского рынка и услуг департамента по промышленной политике и внешнеэкономическим связям администрации Нижнего Новгорода Людмилы Ванеевой, основными тенденциями рынка сейчас является быстрый рост числа заведений быстрого питания в формате "фаст-фуд" и "free flow" ("свободный доступ"). Кроме того, в последнее время все более популярным среди рестораторов становится создание собственных кондитерских цехов и производств полуфабрикатов.
   С 2003 года в Нижнем Новгороде началось активное строительство предприятий стационарного фаст-фуда. Открылись первые заведения московских сетей и аналитики заговорили о тенденции развития нижегородского фаст-фуда в сетевом варианте. Крупнейший оператор ресторанного рынка Нижнего Новгорода группа компаний "ПИР" купила у компании "Росинтер" франшизы сетей "Ростикс", "IL-Патио", "Планета Суши" и кофейни "Мока-Лока". "Ростикс" и "Мока-Лока" уже работают в торговом центре "Шоколад" на ул. Белинского, где кроме них разместились также фаст-фуды "Картофельный папа" "Блинок", "Паб-City", ресторан самообслуживания "Елки-Палки".
   Интенсивное развитие фаст-фуда в Нижнем Новгороде стало стимулом для освоения местными предпринимателями новых направлений этого формата. Так, бизнесмен Олег Кульвинский, владелец 6 гипермаркетов "XXI век", в ближайшие годы намерен создать в торговых центрах города сеть блинных.
   Однако по словам директора пока единственного заведения сети "Блинок" Алексея Лисина, развитие сети блинных тормозит низкая посещаемость заведения. А.Лисина считает, что это связано с нежеланием местного населения платить деньги за качественный фаст-фуд. Для большинства нижегородцев стоимость блинов с начинкой от 20 до 30 рублей оказалась неприемлемой. Большей популярностью в городе пользуются уличные вагончики, торгующие выпечкой, в том числе, блинами, по цене не больше 10-15 рублей.
   По мнению А.Лисина, в Нижнем Новгороде фаст-фуд, в том числе формат блинных, в ближайшие годы будет развиваться, но операторам придется учитывать невысокие доходы большей части населения. В свою очередь, недостаточный платежеспособный спрос сдерживает приход на местный рынок фаст-фуда московских и питерских сетей блинных.
   Рынок ресторанов и кафе Нижнего Новгорода представлен в основном тематическими заведениями, которые расположены преимущественно в центре города. В "рабочих" и спальных районах ресторанный бизнес если и развивается, то в основном из-за дефицита помещений в центре.
   Самые заметные проекты в сегменте тематических ресторанов - заведения национальной кухни ГК "ПИР": немецкая пивная "Пирушка у Ганса", "Папаша Билли" (ресторан в стиле ковбойского салуна), чайхана "Тюбетейка" с узбекской кухней и открывшийся в начале апреля 2005 года пивной паб "Английское посольство", в создание которого компания вложила $600 тыс. В меню включен ряд традиционных английских блюд, такие, как "Чикен-пай" и Шотландский пай. Интерьер "Английского посольства" создавался на основе впечатлений владельцев "ПИРа" от посещения пабов Англии.
   В планах ГК "ПИР" - открытие в ближайшие годы в Нижнем Новгороде украинского ресторана типа "корчмы", грузинского ресторана, а также "рыбного ресторана", ресторана "Плакучая ива" на 150 мест - аналог одноименного ресторана из кинофильма "Бриллиантовая рука".Одним из ярких проектов последних лет рестораторы называют открытие ресторана-клуба "Робинзон" на Гребном канале. Кухня в этом заведении - авторская европейская.
   В последнее время нижегородские ресторанные операторы стали проявлять интерес к итальянской кухне. Помимо расширения сетей пиццерий, в городе открылось 2 итальянских ресторана.
   Среди нижегородских ресторанов русской кухни ведущие позиции удерживают "Виталич", "У Шаховского" и "Купеческий", которые местные эксперты относят в той или иной степени к ресторанам "высокой кухни".
   По мнению экспертов, развитие ресторанного бизнеса при гостиницах в Нижнем Новгороде может стать довольно перспективным направлением при условии роста самого гостиничного бизнеса. Сейчас наиболее известными ресторанами при гостиницах являются "Чайка" в "Волне", "Премьер" в "Октябрьской", рестораны гостиничных комплексов "Нижегородский" и "Волжский откос", "Никола Хаус". Количество мест в гостиничных ресторанах не превышает 250, кухня во всех ресторанах – русская и европейская, ресторан "Бурлак" в "Волне" предлагает шведский стол.
   Последняя кулинарная мода в Нижнем Новгороде, как и во многих других городах России, связана с азиатскими культурами. Самые яркие проекты - "Тюбетейка", и "Шанхай" (китайско-японская кухня). Еще один нижегородский ресторан с китайской кухней - "Тинь Дао" в ночном клубе "Рокко".
   Традиционным для нижегородских ресторанов является также открытие летних площадок. По данным городской администрации, в летний сезон 2004 года в городе работало 275 уличных кафе на 7,3 тысяч посадочных мест. По прогнозу городского департамента по промышленной политике и ВЭС, в этом году количество летних кафе может значительно увеличиться. По словам Л.Ванеевой, городские власти с 1 июня по 31 августа намерены впервые провести в Нижнем Новгороде конкурс "Летнее кафе - 2005", по итогам которого в сентябре будут определены победители в нескольких номинациях, в том числе на звание лучшего детского летнего кафе. Обязательным условием участия в конкурсе является благоустройство прилегающей к кафе территории, высокий уровень обслуживания и качества еды. Л.Ванеева отметила, что проведение конкурса не только стимулирует местных предпринимателей открыть летние кафе, но и позволит значительно улучшить облик города.
   Многие рестораторы отмечают, что, хотя спрос населения на рестораны растет, конкуренция все же усиливается и заставляет игроков воплощать в жизнь авторские проекты с хорошей, вкусной кухней, сервисом и в ярко выраженном стиле. В погоне за гостем выживают разнообразные, интересные рестораны, вытесняя с рынка несоответствующие современным тенденциям.