27.07.2005  Москва: переселение промзон временно откладывается

   
   На вчерашнем заседании правительства Москвы чиновники решали судьбу всех 83 столичных промзон. Полтора года в городе действует программа реорганизации производственных территорий. Но лишь немногие промзоны обследованы на предмет их эффективности. Для нескольких промзон продуманы варианты их будущей реорганизации - что ликвидировать, что уплотнить, что сократить и т.д. Если властям удастся реализовать всю программу, Москва получит несколько десятков квадратных километров свободной земли и при этом повысит свой промышленный потенциал.
   Промзоны сегодня составляют 20% площади Москвы. Реальным экономическим потенциалом обладают не более 30% площадей промзон. Остальные давно забросили прежнюю "профессию" и подвизаются в роли арендодателей.
   «Металлургия умирает, - заявила префект Северо-Восточного округа Ирина Рабер. - Например, у завода «Станколит» 30 га площадей. Они разбиты на 30 участков и розданы в аренду рынкам и складам. На огромных территориях сидят предприятия, насчитывающие 7-10 сотрудников и 20-40 арендаторов».
   В СВАО всего 22 промзоны, менее 10% территории. В Восточном округе - 11%. А в Юго-Восточном - больше 50%.
   «Это очень неприглядные места, - признался префект ЮВАО Владимир Зотов. - До 2006 года планируется разработать проекты реорганизации девяти наших промзон. И мы наконец-то решим проблему переселения при реконструкции районов пятиэтажной застройки».
   Мэр Лужков напомнил, что освободившиеся промзоны могут не только дать место для строительства нового жилья, но и пригодиться самой промышленности, например предприятиям малого бизнеса, которые, по его словам, избавили столицу от угрозы массовой безработицы вследствие разорения промышленных гигантов. Что именно можно построить на месте освобождаемых промзон, отчасти регламентировано Генпланом Москвы. Но по какому принципу определять неперспективные зоны, правительству пока не ясно.
   Нет методики оценки эффективности использования земли предприятиями, констатирует префект Восточного округа Николай Евтихиев. Но даже если удается осуществить такую оценку, не всегда можно двигаться дальше. «Мы изучили промзону Калошино. Выявили неэффективные предприятия. Но чем официально мотивировать собственникам наши намерения вывести их с этой территории и как определить экономический (не судебный) механизм передачи этого участка городу, неясно», - сказал префект.
   Эти вопросы во многом находятся в сфере компетенции федеральных законодателей, которые пока не дают на них ответов. Поэтому сегодня процедура "аттестации" промзоны, вывода или закрытия предприятия в каждом конкретном случае индивидуальна.
   Меньше всего трудностей возникает при формировании новых промзон - разве что недовольные граждане досаждают своими письмами и пикетами. Но их имущественные интересы, например, снижение стоимости квартир с подпорченным видом из окон, остаются их личной проблемой.