26.07.2005 Пермская область: успешно развивается блин-бизнес Появление блинных стало одним из наиболее заметных явлений на пермском рынке общепита. В начале 2005 года в региональном центре заработала уже вторая сеть, специализирующаяся на этом русском национальном продукте, кроме того, по франчайзингу открылось первое кафе "Чайная ложка". Тем не менее, пока ни о какой конкуренции сами участники рынка не говорят, по мнению одного из экспертов, в настоящий момент происходит "географический" передел сегмента. Пермские сети намерены осваивать крупные города области, а также выходить за пределы региона, несмотря на то что "дома" по-прежнему открытым остается вопрос о качественном фаст-фуде. Первопроходцем рынка стала сеть блинных "Сковородка". Первое кафе было открыто в октябре 2003 года, в 2004-м появились еще две точки, в 2005-м - три. В настоящий момент сеть насчитывает шесть блинных, при этом до конца года откроется, как минимум, еще одна "Сковородка". Общая стратегия развития предполагает присутствие во всех спальных районах Перми. Владельцы сети - пермские бизнесмены Максим Максимович и Юрий Борисовец, до этого реализовавшие другой совместный проект в сфере общественного питания - ресторан Green Duck. "Почему мы занялись именно блинами? Потому что такого фаст-фуда в тот момент в Перми не было в принципе", - отметил г-н Максимович. Вторая по счету сеть блинных, "Бабушкины блины", была основана в январе 2005 года группой физических лиц. В настоящий момент фирма открыла три стационарных кафе на центральных улицах города, при этом дальнейшая стратегия развития предполагает оставаться в пределах центра. По словам управляющего "Бабушкиных блинов" Артема Трапезникова, до конца 2005-го в Перми появятся еще две блинные под этой торговой маркой. В феврале 2005-го в город пришла питерская сеть чайных "Чайная ложка", работающая в одном с блинными сегменте "дешевой национальной кухни". Пермский предприниматель Антон Астафьев приобрел франшизу на открытие первого кафе у петербургской компании, владеющей сетью. Директор по маркетингу сети "Чайная ложка" Игорь Колынин (г. Санкт-Петербург) отметил, что в Перми предполагается открытие порядка пяти чайных. Условия франшизы не являются жесткими, и точного графика развития сети не существует. Столица Прикамья стала первым региональным проектом "Чайной ложки". По словам Артема Трапезникова из "Бабушкиных блинов", формат блинных в Перми сейчас "востребован на все сто процентов": "Во-первых, это быстрое питание, во-вторых, это русское национальное блюдо, оно не нуждается в дополнительной рекламе". По мнению предпринимателя, рынок до сих пор свободен и обладает большим потенциалом для количественного и качественного роста. "Блинный формат в Перми можно считать успешным. Он пользуется популярностью, и рано или поздно мы вступим в жесткую конкуренцию. Блинные основываются на русских национальных традициях, кроме того, есть возможность разнообразить меню, применяя различные начинки и подливки. Это сравнительно недорогие вложения на фоне невысокого срока окупаемости", отметил Антон Астафьев из "Чайной ложки". По подсчетам Артема Трапезникова, минимальные инвестиции на открытие одной блинной составляют порядка миллиона рублей. Г-н Максимович полагает, что в среднем в России объект фаст-фуда обходится в 200 тыс. долларов. В такую же сумму оценивают открытие кафе в "Чайной ложке". Срок окупаемости "Бабушкиных блинов" собственники сети оценивают в 9-12 месяцев. Для "Чайной ложки" этот срок, по данным компании, составляет 1,5 года. "Объект фаст-фуда окупается в среднем по России от года до двух. В случае со "Сковородкой" ситуация лучше, чем в среднем по России", - говорит Максим Максимович. Рентабельность в блинном общепите, по общему суждению экспертов, колеблется в пределах 20-40%. Покупка оборудования обычно не составляет большого труда: на российском рынке работает целая плеяда производителей блинниц, среди основных - Atesy, Sikom (Россия), Roller Grill (Франция), Fimar, Sirman, Techfood (Италия), Orbits (США), Croydon (Бразилия) и др. На стоимость оборудования влияет количество и диаметр конфорок, материал, из которого сделаны нагревательные поверхности (чугун, нержавеющая сталь, сталь с тефлоновым покрытием) и корпус, а также бренд производителя. Отечественные блинницы стоят в пределах 8-20 тыс. рублей, зарубежные - 10-50 тыс. рублей. По мнению руководителей "Бабушкиных блинов" и "Сковородки", период конкурентной борьбы между блинными еще не наступил. "На Ленина, 69 расположено одно из наших кафе, а в соседнем доме недавно открылась "Сковородка". В момент открытия, в январе, у нас очереди были просто громадные. И мы благодарны "Сковородке" за то, что нам стало легче работать, хотя очереди сохранились. У нас свои клиенты, у них - свои, особой конкуренции мы не чувствуем", - считает Артем Трапезников. С точкой зрения коллеги согласен Максим Максимович: "Пока мы не ощущаем никакой конкуренции. Рынок растет и будет расти дальше, насколько - никто сказать точно не может". По мнению Антона Астафьева, конкуренция все же намечается: "И она будет особенно острой, если все игроки сосредоточатся в одном районе. Сейчас происходит передел и зонирование города, конкуренция за места". Пермские сети, еще не поделившие Пермь, уже готовятся к внешней экспансии. О намерениях вывести "Сковородку" в крупные города области, а также, возможно, за пределы региона заявил Юрий Борисовец. По его словам, стратегия предусматривает также выход за пределы Пермского региона. Речь идет, в первую очередь, о Екатеринбурге и Ижевске. Компания уже зарегистрировала бренд "Сковородка". По мнению бизнесмена, продвижение сети будет осуществляться по системе франчайзинга. Планы выхода в города области вынашивают и руководители "Бабушкиных блинов". Однако первостепенной задачей для себя видят освоение Перми. По мнению Артема Трапезникова, перспективный вариант развития - использование не только стационарных блинных-кафе, но также небольших "пунктов питания" - стационарных и передвижных киосков. В отношении последних двух форматов, по словам предпринимателя, "есть сложности с администрацией города". "Если эти препятствия будут преодолены, то сеть можно вырастить и до 50 точек разного формата". Антон Астафьев из "Чайной ложки" считает, что для пермского фаст-фуда, включая блинные, проблемой остается вопрос качества. "Качественный общепит - там, где доброжелательное отношение к клиенту, чистота", - отмечает г-н Астафьев. Эксперты полагают, что ситуацию может изменить лишь усиление конкуренции, связанное в том числе с приходом на рынок иногородних операторов. Конкуренция, по всей видимости, развернется в нескольких плоскостях: не только в борьбе "блинов с блинами", но и в войне форматов. Очень скоро куриным ножкам, гамбургерам и русским национальным продуктам станет более чем тесно в одном сегменте дешевого общепита. Учитывая агрессивную маркетинговую стратегию куриных ножек и гамбургеров, конкурентная картина может потерять свой нынешний пасторальный вид. В приходе мощных операторов уверены и сами владельцы блинных, так что превращение пермского заповедника общепита в сафари - не за горами. |