25.07.2005  Архангельск: летний бизнес в северном городе

   Лето - особый сезон, во время которого оживляется определенный рынок товаров и услуг в Архангельстке, а высота столбика термометра влияет не только на настроение жителей, но и на выручку предпринимателей.
   Мороженое, хот-доги, попкорн - это только самые традиционные виды летнего бизнеса в Архангельске. Выручка таких торговых точек зависит от месторасположения и погоды. Так, по подсчетам экспертов, одна точка в день реализует мороженого в среднем на 1,5-2 тысячи рублей - 150-200 брикетов и стаканчиков холодного продукта. При этом закупочная цена составляет около 6-7 рублей, а на закупку товара ежедневно уходит 900-1400 рублей. 150-200 рублей получают продавцы. Плюс расходы на аренду, доставку холодильника, электроэнергию. В итоге чистая прибыль - примерно 500 рублей в день. На набережной, по признанию продавцов, продавать мороженое в 2-3 раза выгоднее, чем на других улицах города.
   По словам заместителя начальника управления по торговле и услугам населению мэрии Архангельска Ирины Апрелковой, в этом году в городе зарегистрировано около 60 летних кафе, и эта цифра практически не изменилась по сравнению с прошлым годом. В 2005 году под летние кафе выделено 12 земельных участков. Арендная плата за землю зависит от зоны, на которой расположен участок. Больше всего приходится платить предпринимателям, имеющим кафе на набережной. Там базовая ставка установлена в размере 98 рублей в год. Для сравнения - в районе морского-речного вокзала (места тоже весьма оживленного) - 85 рублей.
   Но если бизнесмены платят за место на набережной большую арендную плату, то и получают они на порядок больше. Хотя в этом году доход предпринимателей значительно сократился: в это холодное лето доход упал вдвое. Средняя выручка "шашлычки" на набережной, по информации продавцов, составляла всего 50-60 тысяч рублей за сутки.
   За 12 часов работы владельцы летнего кафе зарабатывают по 10-12 тысяч рублей. В выходные и праздники - около 18 тысяч. Когда на улице становится холодно, торговые точки на берегу Двины работают себе в убыток.
   Не секрет, что в целом требования к летним заведениям архангельского общепита с этого года заметно повысились. В 2005 году впервые введены кассовые аппараты.
   Кроме того, введена строгая проверка срока реализации шашлычного мяса. Теперь все порции шашлыков, время их хранения должны записываться в особую тетрадь.
   Максимальный срок продажи мяса - 3 часа.
   Альтернативу "шашлычкам" составляют летние кофейни. Сегодня владельцы стараются придать им вид настоящих летних кафе, облагораживают близлежащую территорию.
   Немало удовольствия детям и даже, наверное, больше взрослым доставляет стрельба по мишеням. Духовое оружие (ружья и пистолеты) обойдется предпринимателю примерно в сумму от 1,5-2 до 2,5-3 тысяч рублей. Плюс около $300 стоит палатка. Зато при минимальных расходах на пули ежедневная выручка составляет около 2-3 тысяч рублей. Выстрел в тире стоит от 3 до 5 рублей в зависимости от вида оружия. Покупают же эти пули по цене 27 рублей за 500 штук для духового оружия и 27 рублей за 250 штук для пистолета "под Макарова". Нетрудно сосчитать, что закупочная цена одной пули равняется примерно 5 и 10 копейкам соответственно. Для пистолета требуется еще баллон, который стоит тоже 27 рублей. Его хватает на 70 выстрелов.
   Не секрет, что лето для бизнесменов - это еще и "детский" сезон. Карусели, аттракционы, лошадки, машинки доставляют архангельским малышам много радости.
   Городской детский парк, пожалуй, любимое место летнего отдыха детей. Правда, пока он не слишком большой, но постепенно число аттракционов в нем увеличивается. В следующем планируют заменить машинки на автодроме. А в этом году приобретены аттракционы "Кенгуру" и "Хип-хоп".
   Любопытно, что, являясь муниципальным учреждением, детский парк не получает никаких дотаций и все новые аттракционы приобретает за счет собственных средств, что свидетельствует об успешной работе муниципального учреждения.
   Рядом с детским парком можно прокатить свое чадо на пони. Это лошади конного клуба "Каприоль". В среднем девочки с лошадьми за день зарабатывают 2-3 тысячи рублей. При этом в день питание одной лошади уходит обходится в 200 рублей. А всего в клубе 14 лошадей.
   Прибыльным и достаточно быстро окупаемым видом летнего бизнеса являются надувные батуты. Всего в Архангельске их насчитывается около 10 штук. Некоторые принадлежат Архангельскому центру городских праздников, остальные - частникам. Порезвиться на батуте в течение 5 минут стоит 20 рублей.
   В среднем в день "из воздуха" делают 7 тысяч рублей. Цены самих батутов весьма различны. Стоимость батута от 500 до 200 тысяч рублей. Таким образом, окупаемость такого бизнеса - всего около полутора месяцев.
   В целом такая вот летняя арифметика, свидетельствующая о том, что летний бизнес успешно развивается не только на южных курортах.