22.07.2005 Наибольшую долю на российском рынке спортивных товаров составляют товары для зимних видов спорта Результаты исследования, проведенного агентством ABARUS Market Research, показали, что мировой рынок спортивных товаров считается одним из самых крупных. Его емкость в последние годы приблизилась к 100 млрд. долл. в год (по другим оценкам - 67 млрд. долл.). Годовой объем продаж мирового рынка спортивного снаряжения аналитики оценивают в 40 млрд. долл., что больше размера рынка спортивной обуви (20 млрд. долл.) и рынка спортивной одежды (38 млрд. долл.). При определении размера российского рынка спортивных товаров эксперты во мнении расходятся. Разброс оценок значительный - от 600 млн. долл. до 4 млрд. долл. На мировом рынке спортивные товары российского производства представлены слабо - доля отечественных товаров, как утверждают эксперты, к 2006 г. не превысит 2% . В ближайшие годы соотношение сил вряд ли изменится, несмотря на высокие темпы роста рынка. Ситуация на внутрироссийском рынке спортивных товаров характеризуется обострением конкуренции, усилением позиций крупных международных компаний (доля импортных изделий на рынке составляет 40-65%), развитием региональных рынков, изменениями в системе дистрибуции, формированием рыночной инфраструктуры, ростом интереса населения к спорту и активному образу жизни. Среди факторов, объясняющих положительную динамику рынка спортивных товаров в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить большое количество потенциальных покупателей, недостаточную насыщенность рынка товарами, моду на спортивный стиль в одежде, обуви и аксессуарах. Наибольшую долю на российском рынке спортивных товаров составляют товары для зимних видов спорта (70%). На российском рынке спортивного инвентаря лидирующие позиции занимают зарубежные фирмы-производители. Спортивный инвентарь российского производства составляет в большинстве случаев конкуренцию иностранному только в отношении цены, в большей или меньшей степени уступая в качестве особенно на профессиональном уровне. Отсутствие ведущих позиций для отечественных фирм в производстве инвентаря по многим видам спорта объясняется не только агрессивной политикой зарубежных фирм на отечественном рынке, но и достаточно пассивной политикой государства в области спорта, особенно любительского. Большинство неспортивных и спортивных брендов выпускают одежду и обувь на стыке спорта и моды. Наиболее известные и покупаемые марки спортивной одежды и обуви в России: Adidas, Reebok, Puma и Nike. Приверженность российских потребителей к марке, как правило, проявляется по отношению ко всему спектру спортивной одежды и обуви. До недавнего времени практически вся спортивная розница была ориентирована на продажу дорогих спортивных товаров известных мировых марок. Несмотря на высокий уровень рентабельности в премиальном сегменте, сетевые фирмы начали обслуживать потребителя со средним достатком. Развитие среднего ценового сегмента в сетевой торговле спровоцировало расширение ассортимента товаров, в том числе российского производства, а также переход части покупателей с открытых рынков (с большим количеством no-name марок и контрафактной продукции) в магазины. Освоение новых для себя ниш сетевые фирмы связывают с увеличением доходов населения, которое стало более требовательным к сервису покупки. Отсутствие дистрибуторских сетей для многих брендов связано с большой удаленностью крупных потребительских центров друг от друга. Главными рынками сбыта спортивной продукции являются Москва и Санкт-Петербург. Наиболее крупные операторы - "Спортмастер", "Высшая лига", "Эпицентр", "Триал Спорт". Основные риски компаний на российском рынке спортивных товаров связаны с недостаточным знанием параметров потребительского спроса, трудностями поиска региональных партнеров, нечеткими законодательными нормами в отношении различных видов спортивного маркетинга. |