22.07.2005  "Провальные" проекты - бич российского бизнеса

   Вы долго бились, чтобы заполучить этот проект. А получив - провалили его. Такая ситуация характерна для многих российских компаний. Почему так происходит?
   За последние годы в обиход многих компаний прочно вошло понятие "проект". Причем круг предприятий, прибегающих к такой форме работы, ширится: сегодня это не только рекламщики, консультанты или поставщики IT-технологий, но и многие промышленные компании и банки. "Проектная форма работы становится все более популярной. Многие компании с самого начала даже и не скрывают, что организуют новое направление бизнеса с тем, чтобы потом его продать, - отмечает партнер рекрутинговой компании Marksman Инна Суматохина. - Например, часто в рамках диверсификации своего бизнеса банки запускают новые продукты, а потом продают их другим финансовым структурам".
   С ростом популярности проектной формы работы все актуальнее становится понятие "завалить проект". Аналитики называют четыре главные причины, по которым проект может быть провален. Во-первых, плохое планирование - нечетко сформулированные сроки, цели и задачи. Во-вторых, недостаточное обеспечение проекта, отсутствие ресурсов - материальных, технических, человеческих. В-третьих, "неправильные люди" - персонал, не подходящий для исполнения конкретного проекта. И, в-четвертых, неадекватный менеджмент, то есть чрезмерное давление или, наоборот, отсутствие контроля, слишком высокие или слишком низкие требования к персоналу.
   Существуют и чисто психологические причины проектных провалов. "В нашем бизнесе очень часто действует принцип "не по Сеньке шапка", когда PR-консультант замахивается на такой проект, качественно реализовать который наличными силами практически невозможно", - говорит руководитель отдела по работе со СМИ агентства "Р.И.М. Портер Новелли" Владимир Зверев. По его словам, при этом мобилизующе действует магия цифр - размер бюджета. Когда же договор подписан, наступает эффект расслабления - вроде бы клиент уже не уйдет, гонорар почти в кармане, рабочий запал проходит, реализацию проекта можно пустить на самотек. "Особенно это актуально в случае разового проекта, не сулящего долгосрочного сотрудничества, - считает Владимир Зверев.
   Как же выглядит алгоритм успешного ведения проекта?
   Эксперты советуют как можно больше времени уделить этапу предпроектной подготовки. "Эта стадия должна быть проработана особенно тщательно, проговорены все нюансы, - говорит Сергей Ражев. - Ведь, как показывает практика, большинство проектов проваливается из-за того, что исполнитель до конца не понимает, что именно хочет заказчик, какие он ставит цели и задачи". Часто заказчик сам долго не может определиться с тем, что ему нужно. И потом меняет требования и пожелания уже в ходе выполнения проекта.
   Не менее важна реалистичная оценка возможностей команды и перспектив всего проекта в целом. " Часто руководители целиком и полностью полагаются на сотрудников и переоценивают их возможности, - отмечает исполнительный директор компании Begin Group Марианна Сливницкая. - Однако даже очень сильной команде может не хватать средств или технического обеспечения (например, телефонов, транспорта, какого-либо специального оборудования)".
   Самый главный вопрос, который приходится решать руководителям проектов, - обходиться своими силами или нанимать временный персонал. Если новый проект ложится на плечи постоянных сотрудников, то часто им бывает сложно организовать свое время и перераспределить нагрузку. Новый проект для них - это лишь еще одно задание, а значит, и особой заинтересованности в том, чтобы выложиться на все 100%, нет. Поэтому все чаще для реализации разовых задач работодатели прибегают к найму временного персонала.
   Как не завалить проект:
   1. Не переоценивайте свои силы в погоне за бюджетом.
   2. Подберите команду профессионалов, соответствующих конфигурации задач.
   3. Позаботьтесь о психологической совместимости сотрудников внутри команды.
   4. Обеспечьте себе максимальную самостоятельность в реализации проекта (это и команду дисциплинирует, и позволяет руководителю трезво оценить свои перспективы).
   5. Осуществляйте ежедневный мониторинг проекта, организуйте "дружеское" обсуждение всех этапов его реализации.
   6. Мотивируйте сотрудников не только бонусами, но и масштабом задач, возможностью получить новый опыт, обрасти связями и т.д.
   7. Поощряйте по итогам работы не только материально, но и морально.