21.07.2005  Нижегородская область: вопрос господдержки малого бизнеса, в том числе туристического, крайне актуален

   В правительстве Нижегородской области обсуждается закон “О государственной поддержке развития въездного и внутреннего туризма Нижегородской области”, который разработан НП “Нижегородская туристская лига”. По словам президента компании Аллы Морозовой (она также является советником в Управлении совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристической деятельности Федерального агентства по туризму), подготовка закона была запланирована еще в 2002 году при разработке министерством экономики и развития предпринимательства областной программы по развитию туризма, и только в начале 2005 года в рамках деятельности НП “Нижегородская туристская лига” вопрос о главном стратегическом документе отрасли снова был поднят.
   Члены НП “НТЛ” — ведущие туроператоры региона (“Дилижанс”, “Нижегородский областной туристский клуб”, “Триэл-тур”, “Спутник”, “Фаинтур”, “Экспресс-НМ”, “Турист” и др.) обозначили круг проблем, сложившихся на текущий момент перед отраслью в сегменте въездного и внутреннего туризма. Совместно с минэкономики были рассмотрены варианты содействия развитию малого и среднего бизнеса и механизмы поддержки развития предпринимательства в регионе, инструменты привлечения инвестиций в развитие туриндустрии и пути развития экономически депрессивных районов области.
   По словам А.Морозовой, разработка закона заняла два месяца, но поправки к закону вносятся и по сей день — в соответствии с поступающими предложениями и замечаниями. Проект закона направлен в Законодательное собрание области, федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти. Она также заметила, что спектр вопросов, затронутых законом, достаточно широкий.
   А.Морозова сказала, что сегодня нижегородская туриндустрия на 90 процентов представлена субъектами малого предпринимательства. Уровень капитализации малого и среднего бизнеса пока не позволяет самостоятельно инвестировать в развитие объектов туристской индустрии и инфраструктуры, поэтому инвестирование осуществляется в основном за счет кредитов, сказала она. Дороговизна кредитных ресурсов (процентная ставка по среднесрочным кредитам составляет от 15 до 25 процентов годовых, плюс 2 процента на страховку, а также залог на сумму кредита), долгосрочный характер инвестиций в развитие отрасли (средняя окупаемость проектов по оптимистичным прогнозам составляет 5—8 лет, по пессимистичным — 10—15 лет), отсутствие гарантированной поддержки со стороны государства и другие проблемы — все это повышает риски, снижая инвестиционную активность, и ставит под сомнение конечную рентабельность капиталовложений.
   Капиталовложений в развитие нижегородской инфраструктуры туризма, находящейся на 70—80 процентов в ветхом состоянии, требуется немало, сказала она. Необходимы инвестиции на реконструкцию номерного фонда, техническое переоборудование, франчайзинг технологий, переподготовку персонала в соответствии с международными стандартами, внедрение в глобальные системы бронирования; строительство сервисных центров по ходу основных туристских маршрутов, благоустройство кемпингов и т. д. По мнению А.Морозовой, вопрос государственной поддержки развития малого бизнеса и предпринимательства, особенно в сельской местности, на начальном, самом важном этапе развития отрасли, крайне актуален.
   Она сообщила о том, что при разработке закона были предложены формы государственной поддержки, наиболее приемлемые для бюджета. Эти формы не требуют ежемесячных перечислений части процентной ставки в банки. А.Морозова также заметила, что для субъектов, претендующих на государственную поддержку, закон — это реальная возможность получить компенсацию как минимум на 1/2 от ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, нна период от одного до шести лет. По её словам, в среднем ежегодно из средств областного бюджета благодаря программе по туризму выделяется 4,5 млн руб. Средства идут на развитие инфраструктуры, маркетинг нижегородского туристского продукта, обеспечение общесистемных мероприятий. В законе регламентируются эти статьи расхода, а также вводятся новые — на компенсацию форм государственной поддержки. Часть из них финансируется из бюджета, а часть — в виде непрямых потерь бюджета. Запрашиваемый минимальный объем финансирования, включая текущее финансирование, — 10 млн рублей в год.