21.07.2005 ФАС выступила против эксклюзивных договоров Управление ФАС по Красноярскому краю возбудило дело в отношении компании ООО «Кока-Кола Эйч-Би-Си». Чиновников возмутило, что компания заключает договоры с магазинами и ресторанами, в которых настаивает на отсутствии других напитков в ассортименте партнеров. В ФАС называют такие договоры противоречащими законодательству и обещают новые разбирательства. Рассмотрение дела в суде назначено на 8 августа. В УФАС заявили, что располагают данными сразу по 300 торговым точкам, заключившими подобные договоры. В пресс-службе ФАС рассказали, что пока от территориального управления никаких документов не поступало. «Однако практика прописывания в договоре отказа сбытовых точек от реализации аналогичных продуктов других компаний однозначно незаконна. Если будут выявлены подобные контракты у других компаний, это будет поводом для новых разбирательств»,- сообщили в пресс-службе. Эксперты, знакомые с ситуацией, утверждают, что такая практика абсолютна обычна. «Посмотрите на McDonald's и „Ростик'с”: первые торгуют только Coca-Cola, вторые - только Pepsi. Это установленная рынком практика, и непонятно, почему ФАС решила возмутиться по этому поводу»,- говорит источник. «То, как продается тот или иной продукт,- это договоренность двух сторон. Красноярская ФАС проявила излишнюю инициативность. Если решение будет принято в их пользу, то производителям придется серьезно перестраивать структуру дистрибуции, что приведет к дополнительным затратам»,- говорит представитель одной из пивоваренных компаний. «ФАС ищет черную кошку в темной комнате. Конечно, эксклюзивные договоры у производителей есть, но они составлены максимально корректно и законно»,- говорит президент ассоциации табачных дистрибуторов «Грандтабак» Сергей Шелехов. По словам одного из участников табачного рынка, за эксклюзивный контракт с сетью ресторанов только табачные компании платят несколько десятков тысяч долларов за каждую точку в год. По данным источника в одной из крупнейших компаний, производящих безалкогольные напитки, присутствие одного брэнда в ресторане в среднем обходится производителю от $10 тыс. до $150 тыс. за точку. Руководитель пресс-службы «Балтики» Алексей Кедрин отмечает, что практика вхождения в сектор HoReCa (отели, рестораны, кафе) уже сложилась и не противоречит законодательству. «Надеюсь, что это недоразумение не превратится в норму, закрепленную законами и подзаконными актами»,- говорит Алексей Кедрин. «Это общемировая практика: производитель платит за мерчендайзинг, а сеть строит соответствующую маркетинговую стратегию. Никакого ущемления прав потребителя и тем более нарушения антимонопольного законодательства в этом нет: если его не устраивает Coca-Cola в McDonald's, потребитель просто выбирает другой ресторан»,- говорит источник из одной из транснациональных корпораций. Пострадавшей стороной в случае решения ФАС о незаконности подобных договоров будут и рестораторы. Совладелец холдинга «Арпиком» Михаил Зельман удивлен решением УФАС. «Если говорить о прохладительных напитках, то ресторатору просто не имеет смысла держать два брэнда. Например, Coca-Cola и Pepsi - брэнды, по сути, равнозначные. Если в моих ресторанах будет и то, и другое, издержки возрастут вдвое, а продажи не повысятся. Это невыгодно»,- рассуждает Зельман. С ним соглашается президент холдинга «Росинтер» Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко. «Я уверен, что в эксклюзивных договорах не может быть нарушений антимонопольного законодательства»,- говорит он. Если ФАС решит, что такой вид взаимодействия с ресторанами неприемлем, исчезнет не только канал сбыта, но и инструмент продвижения товара. «Для производителя важно, чтобы его аудитория находила свои товары в любимых ресторанах»,- говорит топ-менеджер одной из транснациональной компании. |