21.07.2005 Административная реформа оставит Россию без осетров 11 июля на традиционном понедельничном совещании с членами правительства Владимир Путин заявил о необходимости резко усилить борьбу с браконьерством. 13 июля президент обсуждал проблемы борьбы с браконьерством на специальном совещании в одном из главных икорных регионов России - Астраханской области. Главный объект рыбного браконьерства - осетровые. Масштабы нелегального промысла, по оценкам экспертов, в 4-10 раз превышают легальный. С браконьерством в России борются сразу четыре ведомства: пограничная служба ФСБ, Министерство сельского хозяйства, МВД и Министерство природных ресурсов. Однако скоординировать и объединить ведомственные усилия по борьбе с браконьерством не удается - это признают сами чиновники. "Порядок будет тогда, когда одно ведомство и один руководитель будет нести ответственность за эту работу", - сказал заместитель директора департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза Анас Нурутдинов. Сейчас работой по охране осетровых занимается 11 организаций. "Последняя административная реформа показала, что рыбоохрану "размазали" и водоемы некому охранять. Надо концентрировать усилия, а не размазывать их", - считает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Родин. В результате несогласованных действий по административной реформе рыбоохрана вынуждена работать в отрыве от науки. "Их сейчас разделили на два ведомства. Как можно открывать район или закрывать район без рекомендации науки?" - недоумевает г-н Родин. Особую тревогу, по его словам, вызывают неснижающиеся масштабы вовлеченности в браконьерский промысел жителей прибрежных районов. Люди вынуждены заниматься браконьерством, потому что у них просто нет другого источника дохода. Лидеры организованных преступных группировок, зачастую сами оставаясь в тени, через своих доверенных лиц организуют из безработных рыболовецкие артели, оснащая их быстроходными плавсредствами, мощными лодочными моторами иностранного производства, топливом, современными средствами навигации, связи и лова. Для вывоза рыбной продукции используют технику высокой проходимости. Усилия по борьбе с браконьерством не приносят желаемых результатов еще и потому, что ведутся исключительно силовыми методами, причем преимущественно на стадии промысла. Тогда как экономический базис браконьерства - скупка, переработка и сбыт незаконно добытой продукции - остается фактически легализованным. К концу 2005 года будет завершена разработка концепции проекта федерального закона "О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них". Основная идея закона - создание комплексной нормативной правовой базы для сохранения естественных запасов и уникального генофонда рыб осетровых видов, их рационального использования; усиление роли государства по контролю за оборотом продукции, а также устранение экономических предпосылок браконьерства. В марте 2006 года законопроект будет представлен в правительство. Но одними усилиями российских властей проблему рыбного браконьерства не решить. Поскольку ресурсы того же Каспийского моря используются пятью государствами - Россией, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном и Казахстаном, - назрела необходимость активизировать процесс подготовки и подписания прикаспийскими государствами соглашения о сохранении биологических ресурсов и управлении ими. |