20.07.2005  Большинство россиян не видят пользы в ОСАГО

   ВЦИОМ опросил почти 1600 россиян в 153 населенных пунктах страны, чтобы совместно с Агентством массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ) исследовать отношение к обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Как показали итоги опроса, более половины отечественных автомобилистов не видят пользы от автогражданки, но довольны работой своих страховых компаний. Страховщиков такие результаты порадовали.
   Опрос был приурочен ко второй годовщине вступления в силу закона об ОСАГО. По данным исследования, 66% россиян считают, что автогражданка не принесла ни пользы, ни вреда, либо затруднились ответить, а 12% опрошенных и вовсе посчитали ОСАГО вредным. Автомобилисты оценили обязательную автогражданку выше: среди них 34% считают, что введение ОСАГО пошло на пользу.
   Это неплохие цифры, говорит гендиректор страховой компании “Стандарт-Резерв” Виктор Юн. “Людей, которым ОСАГО принесло вред, меньше тех, кому оно пошло на пользу или никак не повлияло на них, — говорит Юн. — Это хороший результат двухлетней работы [страховщиков]”.
   Несмотря на недовольство самим ОСАГО, большинство россиян устраивает нынешнее положение, когда тарифы по автогражданке регулируются государством — лишь 13% предлагают отдать их на откуп страховщикам. Гендиректор компании Межрегиональное страховое соглашение (МРСС) Семен Акерман полагает, что тарифы на автострахование нет смысла отпускать на свободный рынок раньше чем через пять-шесть лет. “У нашего населения исторически сильна вера в государство, а для накопления статистики и опыта нужно время”, — соглашается руководитель центра страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов.
   При этом 22% автолюбителей оказались недовольны качеством услуг своего страховщика, 23% затруднились с ответом, а большинство заявили, что более-менее удовлетворены. Впрочем, среди попавших в аварию доля недовольных вдвое больше — 46%.
   Страховщиков результаты опроса порадовали — похоже, они ждали меньшей лояльности от своих клиентов. Последние события на рынке автогражданки — отзыв лицензий у компаний “АВЕСТ”, Западно-Сибирская транспортная компания и “Доверие” — не могли не сказаться на отношении россиян к ОСАГО, говорит директор центра страхования автотранспорта компании “Энергогарант” Владимир Новоселов. “Уход этих страховщиков с рынка стал ударом по имиджу всего российского страхования, поэтому итоги опроса можно считать даже оптимистичными”, — делится Новоселов.
   Как следует из опроса, больше всего полисов ОСАГО продается в офисах страховых компаний (48%), на втором месте — страховые агенты (28%), на третьем — ГИБДД: 19% автомобилистов заявили, что купили свой полис именно там. В автомагазине застраховались всего 3% опрошенных, в банке и на бензозаправке — по 1%. По словам Акермана из МРСС, такая картина характерна лишь для регионов, а в Москве по соседству с ГИБДД (через передвижные офисы и агентов) страхуется большее число автомобилей.