19.07.2005 Воронеж: ФАС считает, что мэр предоставил «Пятерочке» монопольные льготы В конце прошлой недели стало известно, что воронежское управление Федеральной антимонопольной службы России возбудило дело об административном правонарушении в отношении мэра Воронежа Бориса Скрынникова. Поводом для возбуждения дела стало неисполнение предписания УФАС об отмене распоряжения мэра от 11 июня 2004 г. «О развитии розничной сети магазинов «Пятерочка» в Воронеже в 2004–2005 гг.». ФАС усмотрела нарушение антимонопольного законодательства в выделении местному франчайзи этой сети четырех участков под строительство вне конкурса. Аналитики утверждают, что это первый случай, когда ФАС вмешивается в развитие ритейла в регионах. И, возможно, таким образом создан инструмент давления на региональные власти. «Пятерочка» – федеральная сеть универсамов экономкласса, которая в январе 2005 г. насчитывала более 440 магазинов в 12 регионах России, в Казахстане и на Украине. В Воронеже сеть развивается по франчайзингу. Оператором местной сети является оптовая компания «Висант», которая приобрела франшизу «Пятерочки» в 2002 г. На сегодня в Воронеже уже работает 18 магазинов под этим брендом. Из федеральных марок в этом городе присутствуют также «Магнит» и «Перекресток». Согласно документу от 11 июня 2004 г., подписанному Борисом Скрынниковым, «под строительство новых дискаунтеров «Пятерочка» сети планировалось выделить четыре земельных участка, расположенных в густонаселенных частях города с повышенной проходимостью, где магазинам был бы обеспечен большой покупательский поток. Участки были предоставлены вне конкурса. Воронежское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) проанализировало это факт и признало его нарушающим федеральный закон «О конкуренции». Соглашение мэрии и «Пятерочки» было отменено, но мэрия не выполнила распоряжения ФАС в срок. Так как постановление антимонопольной службы было выполнено с нарушениями сроков, против мэра Воронежа возбуждено дело по двум пунктам: непредоставление информации (он должен был оперативно известить ФАС о выполнении распоряжения) и невыполнение предписания ФАС. По этим вопросам штрафные санкции могут составить от 20 до 30 МРОТ по первому пункту и от 40 до 50 МРОТ – по второму. В целом максимальный штраф может составить чуть меньше 100 МРОТ. «Безусловно, никто не планирует таким образом «наказывать рублем», так как сумма штрафа небольшая, это скорее психологическое воздействие», – пояснили в УФАС. Первый раз ФАС таким образом вмешивается в работу розничных сетей, по крайней мере впервые информация об этом обнародуется. «Безусловно, если ФАС и в дальнейшем будет активно вмешиваться во взаимоотношение местных администраций и ритейлеров, это может существенно повлиять на работу розницы в регионах», – прокомментировал аналитик РБК Валентин Крохин. – Однако, думаю, местная «Пятерочка» с воронежской администрацией в конце концов договорится к взаимному удовольствию. После истории в Перми и Екатеринбурге, где «Пятерочка» столкнулась с явными препонами со стороны местных игроков и администраций, «Пятерочка» требует от своих франчайзи письмо от региональных властей, подтверждающее, что последние будут способствовать или по крайней мере не будут чинить никаких препятствий развитию сети в этом регионе». У «Пятерочки» – одной из крупнейших федеральных сетей – конфликты с местными властями – частое дело, а без поддержки местных властей в регионах развиваться невозможно. Интерес же властей Воронежа к сотрудничеству с крупными ритейлерами понятен: этот город – столица Черноземья, там расположено очень много предприятий пищевой промышленности. «Местные администрации выносят условием сотрудничества возможность поставки в эти (федеральные) сети местной продукции. Часто условием бывает включение в ассортимент сети товара местных производителей, доля которого должна достигать порядка 10-15%. И ритейлеры на это идут», – рассказывает Валентин Крохин. По мнению экспертов, подобный прецедент может сыграть на руку федеральным розничным операторам. «Вряд ли все это отрицательно скажется на развитии федеральных сетей в регионах, – говорит Валентин Крохин. – Наоборот, получен новый инструмент давления на местные администрации, так как ФАС является федеральным ведомством. Ведь подобное решение может коснуться лишь тех федеральных сетей, которые имеют уже большое количество магазинов в конкретном регионе, а в период закрепления федералов на рынке такие постановления могут быть вынесены лишь в адрес местных сильных сетей». |