15.07.2005  Нотариусы судятся с государством

   Решив судьбу «налоговой амнистии», судьи наконец получат возможность отправиться на отдых. Однако осенью им скорее всего снова придется вернуться к Налоговому кодексу. Но уже по другому поводу: на этот раз претензии предъявляют нотариусы.
   Федеральная нотариальная палата оспаривает в Конституционном суде положения Налогового кодекса, обязывающие нотариусов бесплатно оказывать услуги льготникам без какой-либо компенсации за это. Поскольку перечень тех, кто обладает правом на обращение в КС, жестко ограничен, жалоба самой палаты продублирована обращениями частнопрактикующих нотариусов.
   В секретариате суда сейчас находятся две жалобы, поданные еще в апреле нотариусами из Волгоградской и Тульской областей. Заявители убеждены, что некоторые положения 8-й статьи Налогового кодекса нарушают конституционные права всех членов нотариального сообщества, поскольку предполагают «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд». Истцы указывают, что по закону подобное может происходить только при условии предварительного и равноценного возмещения. Однако законодатель решил, что гарантированные государством льготы нотариусы должны предоставлять за свой собственный счет.
   Вдобавок ко всему это произошло на фоне общего пересмотра размеров пошлины за нотариальные услуги в новой главе НК, который, по оценкам самих авторов поправок, сокращает доходы нотариусов в 1,5–2 раза. По всей видимости, было решено, что представители этой профессии слишком много зарабатывают.
   Как пояснил президент Федеральной нотариальной палаты Евгений Клячин, до последнего времени стоимость льготных услуг, оказанных населению (по данным палаты, их объем в прошлом году составил 340 млн. 904 тыс. 380 рублей 80 копеек), разрешалось относить к расходам нотариусов. Это позволяло частично компенсировать их деятельность по бесплатному нотариальному обслуживанию граждан, гарантированному государством. Однако с этого года, после того как вступили в силу принятые прошлой осенью поправки в НК, исчез даже такой, символический способ компенсации.
   «Мне кажется, что если государство гарантирует льготы, то именно оно должно их предоставлять, – отмечает Евгений Клячин. – Ведь, например, никто не ждет, что аптеки будут за свой счет отпускать бесплатные лекарства. Между тем уже есть прецеденты, когда предоставлять льготы нотариусов обязывали через суд. Поэтому мы абсолютно убеждены, что этим законом нарушены права нотариусов на вознаграждение за труд, связанный с выполнением возложенных на них обязанностей».
   «Никакой недоработки законодателя здесь, разумеется, нет, – убежден член комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Сергей Попов, – это общая тенденция. Монетизация – она у нас только для инвалидов и стариков». Государство же ищет способы не платить по своим обязательствам и «брать натурой» там, где это возможно».
   Как отмечает источник в Конституционном суде, это уже не первый случай, когда нотариусы организованно выступают в защиту собственных прав в КС: например, в 1999 году сразу 2057 представителей этой профессии успешно оспорили непомерно высокий, с их точки зрения, тариф страховых взносов в Пенсионный фонд, показав при этом «высокую степень сплоченности и правовой грамотности». Тогда КС признал за нотариусами «специальный публично-правовой статус», указав, что «выполнение публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства».
   СПРАВКА:
   Доход частного нотариуса складывается из взимаемой им с граждан пошлины, размер которой устанавливается государством. Кроме того, не менее 5% дохода поступает в качестве членских взносов в региональную нотариальную палату. Нотариальную контору ее владелец также содержит за свой счет.
   По данным Федеральной нотариальной палаты, «валовый» сбор частнопрактикующего нотариуса в России в среднем составляет около 1,5 млн. рублей в год. Однако реальный уровень дохода сильно дифференцирован по регионам: если в провинции нотариус зарабатывает около 1,5 тыс. долл. в месяц, то в Москве эта сумма может оказаться на порядок выше.
   Многие нотариусы уже нашли способ бороться с секвестрированием нотариального тарифа: они стали брать деньги за работу над документами. Так, столичный нотариус Елена Филина возьмет 200 рублей за удостоверение договора ипотеки, но не менее 5 тысяч рублей за «техническую работу».