15.07.2005 Л.Пантелеев: "Правительство Москвы всегда уделяло серьёзное внимание проблеме размещения предприятий малого бизнеса" На сайте Информационного центра правительства Москвы опубликованы ответы руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Е.Пантелеева на вопросы москвичей. Вопрос: Как недавний энергокризис отразился на промышленности? Сколько составили реальные убытки? Е.П.: В зону аварийного отключения электроэнергии попало 102 организации, подведомственные Департаменту науки и промышленной политики города Москвы. По данным предприятий экономические потери из-за невыполнения договорных обязательств, недовыпуска продукции, выхода из строя оборудования и необходимости его замены или ремонта составляют около 1240,56 млн. руб. Вопрос: Сейчас большая территория ЗИЛа отдана малому бизнесу. Как Вы оцениваете эффективность этого технопарка? Есть уже какие-то результаты? Е.П.: Правительство Москвы всегда уделяло серьёзное внимание проблеме размещения предприятий малого бизнеса, оптимизации подбора для них помещений различного назначения, в т.ч. производственного, складского и офисного. В целях ликвидации дефицита помещений, арендуемых такими предприятиями, правительством Москвы выпущено постановление от 23.09.2003 г.№ 792-ПП "О создании Московского городского технопарка "Нагатино-ЗИЛ". В соответствии с указанным постановлением Департамент поддержки и развития малого предпринимательства и Департамент науки и промышленной политики города Москвы организовали конкурс по подбору инвесторов, привлекаемых к освоению бывшей территории АМО ЗИЛ в Нагатинской пойме, расположенной между проспектом Андропова и старым и новым руслами реки Москвы (32 га). Задача инвестиционного проекта - строительство многофункционального центра развития малого и среднего бизнеса "Московский городской технопарк "Нагатино-ЗИЛ". АМО ЗИЛ совместно с инвестором-победителем конкурса создана управляющая компания ОАО "Московский бизнес-инкубатор". Создание технопарка должно послужить стимулом для более активного развития малого бизнеса столицы, ускорить его количественный и качественный рост, создать особый режим функционирования деловой инфраструктуры, сконцентрированной в одном месте. Сделать это можно за счёт доступности помещений для малого бизнеса по ценовым характеристикам, транспортной приближенности технопарка к центру столицы, соответствия услуг, предоставляемых арендаторам, современным мировым бизнес-стандартам. Социально-экономическим результатом реализации проекта должно стать создание десятков тысяч рабочих мест, стимулирование частного предпринимательства, огромный товарооборот и, как следствие этого, рост налоговых поступлений в местный и федеральный бюджеты. Проектирование и строительство технопарка планируется осуществить в 2005-2010 гг. поэтапно. Общая площадь зданий и сооружений составит 862 тыс.кв.м. Вопрос: Каков сейчас объем валового внутреннего продукта Москвы? Сколько он составляет в общенациональном ВВП? Е.П.: Объем ВВП за 2003 год по России составил 13201,1 млрд. руб., по городу Москве ВРП - 2441,4 млрд. руб. (18,5%). Сведения об объеме ВРП за 2004 год будут получены в конце года. Вопрос: В каких отраслях наблюдается наибольший рост объемов производства? Е.П.: В настоящее время наибольший рост имеют следующие отрасли: - производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (индекс промышленного производства за январь-май 2005 года по сравнению с январем-маем 2004 года составил 137,5%); - издательская и полиграфическая деятельность (138,9%); - химическое производство (136,3%); - производство машин и оборудования (126,2%); - производство транспортных средств и оборудования (113,1%). Вопрос: Сколько налогов поступает от промышленности в бюджет Москвы? Е.П.: За 2004 год в бюджетную систему Российской Федерации от предприятий промышленности Москвы поступило налогов на сумму 105840,7 млн руб. Вопрос: Есть ли прирост промышленного производства в этом году? Е.П.: Темп роста объема отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах за январь-май 2005 года составил по обрабатывающим производствам 128,4%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 124,3%. Вопрос: Будут ли в Москве создаваться особые экономические зоны? Е.П.: Департамент науки и промышленной политики города Москвы вместе с другими органами исполнительной власти столицы принимает активное участие в подготовке замечаний по проекту федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и подготовке конкретных предложений по созданию ОЭЗ в городе Москве. В настоящее время прорабатывается вопрос создания технико-внедренческих ОЭЗ на территориях Центра информатики и электроники ("ЦИЭ", Зеленоград) и Российского научного центра "Курчатовский институт". Однако предусмотренные проектом федерального закона "Об особых экономических зонах" полномочия субъекта Российской Федерации не соответствуют сложности задач, которые необходимо будет решать на региональном уровне в процессе создания и функционирования конкретных особых экономических зон. Вопрос: Как вы оцениваете состояние инновационной деятельности в Москве? Есть перспективы, что наука и промышленность вновь "задружат"? Е.П.: В преддверии вступления России в ВТО отечественная промышленность, озабоченная повышением собственной конкурентоспособности, объективно заинтересована в инновациях. В настоящее время решается задача создания в городе Москве целостной системы развития инновационной деятельности. В рамках реализации принятого в 2004 году Закона города Москвы "Об инновационной деятельности в городе Москве" разработана и проходит широкое обсуждение Концепция инновационной политики Москвы, принято решение о создании Экспертного совета по развитию инновационной деятельности в столице и разработке Комплексной программы инноваций на среднесрочный период. Также прорабатывается вопрос создания Московского инновационного центра. Вопрос: Когда закончится акционирование ГУПов? Сколько правительство Москвы собирается оставить в своем ведении государственных предприятий? Какие это будут предприятия? Е.П.: С учетом принятой Правительством Российской Федерации программы экономического развития страны, определяющей ликвидацию и приватизацию государственных унитарных предприятий до 1 января 2009 года, правительством Москвы подготовлена среднесрочная программа приватизации государственного имущества города Москвы на 2005 – 2007 годы с представленным перечнем государственных унитарных предприятий подлежащих приватизации. Во исполнение Федерального Закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и постановления правительства Москвы от 03.06.2003 года № 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы" совершенствование системы управления и эффективное использование собственности города Москвы является важнейшей частью работы по развитию экономики города и обеспечение поступлений средств в бюджет города Москвы. Для определения способов и сроков приватизации предприятий, действующих в условиях конкуренции с коммерческой направленностью, проводится экономический анализ с применением основных экономических индикаторов: наличие доходов города от использования предприятием городской собственности и динамика изменения чистых активов предприятия. По результатам финансово-экономического анализа предприятий определяется целесообразность сохранение прав собственности города Москвы. Вопрос: Какие предприятия охватывает Программа поддержки промышленности Москвы? Зачем вообще поддерживать убыточные предприятия? Е.П.: Программа поддержки промышленности, а иными словами Комплексная программа поддержки промышленной деятельности в Москве охватывает предприятия практически всех отраслей промышленности. В качестве приоритетных объектов государственной поддержки в программе принимаются социально-значимые организации науки и промышленности, выпускающие конкурентоспособную продукцию, в том числе для малообеспеченных слоев населения и/или обеспечивающие занятость населения, включая инвалидов. Промышленная политика основывается на принципе обеспечения занятости городского населения. Согласно утвержденной Комплексной программе промышленной деятельности в городе Москвы на 2004 – 2006 годы в ней задействованы предприятия науки и промышленности любой формы собственности, расположенные в Москве, относящиеся к производству и имеющие численность более 100 человек. Одно из направлений Комплексной программы предусматривает финансовое оздоровление социально значимых организаций науки и промышленности, включая организации ОПК, направленные на расширение масштабов производства за счет пополнения оборотных средств, техническое перевооружение производства, организацию производства новой продукции, в том числе для городских нужд. Финансовые ресурсы, направляемые на финансовое оздоровление организаций, идут на сохранение прошлого и создание нового производства, новых рабочих мест, выпуск продукции. Платежи в бюджеты всех уровней от этих предприятий направляются, в том числе, на поддержку социально незащищенных слоев населения. Вопрос: Сколько сейчас московских промышленных предприятий вышло на фондовый рынок? Е.П.: За последние два–три года на фондовый рынок при поддержке правительства Москвы вышли ЗАО "Московский завод плавленых сыров" "Карат", ОАО "НИИМЭ и завод "Микрон", ЗАО МОФ "Парижская коммуна", ОАО "Хлебозавод №28", ЗАО "Микоян" и другие. Вопрос: Будет ли Москва в 2005 году выделять средства на дотирование ставок по кредитам промышленных предприятий? Е.П.: Правительство Москвы в 2005 году продолжило практику предоставления частичной компенсации процентных ставок по привлекаемым предприятиями коммерческим кредитам, при условии бюджетной эффективности предоставляемых средств и на условиях Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве. Вопрос: Правда ли, что промышленные предприятия в Москве собираются лишить льгот по аренде земли? А как же политика поддержки предприятий, о которой власти раньше заявляли? Е.П.: В соответствии со ст. 24 Закона города Москвы от 14.05.03 г. "О землепользовании и застройке в городе Москве" неправомерно арендную плату за землю квалифицировать в качестве "льготы", предоставляемой предприятиям. Правительство Москвы устанавливает базовые ставки годовой арендной платы за землю и утверждает временные корректирующие (повышающие и понижающие) коэффициенты к ставкам, исходя из категорий арендаторов и видов использования земель, а также дифференцирует их по территории города в соответствии с результатами оценки городских земель. Временные понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю применяются в качестве меры реализации установленных законами города Москвы целей городской политики по стимулированию и поддержке определенных отраслей городского хозяйства. А, соответственно, повышающие коэффициенты – в качестве меры по повышению эффективности использования земель города Москвы. Так что решение о сроках действия понижающих или повышающих коэффициентов либо прекращения их действия принимается правительством Москвы с учетом исполнения государственных целевых городских программ, направленных на поддержку научно-промышленного потенциала города. Вопрос: Сколько в этом году будет выделено средств на поддержку промышленного комплекса Москвы? Е.П.: В 2005 году в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года "О бюджете города Москвы на 2005 год" на поддержку промышленного комплекса в рамках реализации Комплексной программы промышленной деятельности в Москве выделено около 2,8 млрд рублей. Вопрос: Можете ли Вы пояснить, какой будет дифференцированная шкала налогов для промышленных предприятий? Е.П.: Ставки налогообложения по организациям города устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и дополнениями к нему. Соотношение налоговых выплат в процентном отношении между федеральными и городскими налогами составляет приблизительно (усредненно) 65 на 35, т.е. из 100% налоговых выплат только 35 перечисляется в городской бюджет. Изменениями во вторую часть Налогового кодекса РФ предусматривается возможность уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в размере 10% от стоимости капитальных вложений отчетного налогового периода. Вопрос: Какие отрасли промышленности в Москве наиболее перспективны для города? Е.П.: Около 70 % всех налоговых поступлений от промышленности Москвы в бюджетную систему РФ приходится на электроэнергетику, пищевую промышленность, машиностроение и металлообработку, на предприятиях этих отраслей занято 70,2% от численности работающих в промышленности. Указанные факторы являются немаловажными при решении социально-экономических задач города и позволяют отнести эти производства к разряду приоритетных. |