14.07.2005  Россияне рвутся за границу

   Нынешний летний сезон порадовал участников туристического рынка активным приростом по ключевым направлениям, отмечают опрошенные RBC daily эксперты. По их словам, спрос, за редким исключением, вырос практически во всех сегментах рынка. Прежде всего это заметно по средней полосе и югу России, а также традиционному турецкому направлению. На отдых россияне едут, даже несмотря на удорожание путевок – оно в среднем составило от 10% до 30%. Участники рынка полагают, что подобная ситуация сложилась по нескольким причинам. Во-первых, сказалась «свистопляска» с долгими каникулами, из-за которой многие передвинули сроки отпусков, а во-вторых, дала о себе знать активная региональная политика, проводимая крупными туроператорскими компаниями.
   По данным Федеральной пограничной службы ФСБ РФ, в первом квартале 2005 г. произошло снижение выездного туристического потока на 4,8%. В Египет поехало 156,4 тыс. человек, в Финляндию – 80,8 тыс., в Турцию – 61,3 тыс. Традиционно более активный летний сезон должен улучшить картину. Так, например, общие показатели за предыдущие годы неизменно показывали положительную динамику: в 2003 г. с целью туризма за границу выехало 5 млн 678 тыс. человек. А в 2004 – 6,5 млн чел. Причем традиционно среди направлений лидировали Турция (1,4 млн чел.), Китай (941 тыс.), Египет (586 тыс.) и Финляндия (377 тыс. чел.).
   По данным информационной справочной службы по туризму «Красный телефон», в конце июня – начале июля лидерами спроса были средняя полоса России (6,2% от общего числа обращений), Турция (4,8%), отечественные курорты (4,1%), Украина (3,3%). «Хотя спрос на среднюю полосу России снизился из-за погоды, по сравнению с прошлым годом он подрос, – сообщила замдиректора «Красного телефона» Галина Поневаж. – Отмечается также небольшое снижение спроса на Турцию – на 2,5–3%. Но на это есть масса причин: и рост цен, который составил порядка 20% в этом году, и колебания спроса». «Судя по всему, такие колебания спроса возникли из-за того, что многие переносили время отпусков, – считает Галина Поневаж. – Если в прошлом году большинство отдыхало в мае, во время праздничных «каникул» и следующий отпуск намечали на август-сентябрь, то в этом сезоне из-за долгих январских праздников отдых перенесли на более ранние сроки – на июнь – начало июля».
   Сходная картина наблюдается и на других направлениях. В частности, немного повысился спрос на российские курорты, а Крым, совсем недавно показывавший не очень хорошие результаты, приблизился к показателям 2003 года. Особым спросом на рынке сейчас пользуются привлекательные недорогие предложения – как говорят эксперты, они выкуплены до конца августа. А по словам руководителя «Фонда программ путешествий» Олега Гаврилова, востребованы и высокобюджетные туры по России с размещением в отелях европейского уровня. «Это обусловлено использованием технологий, востребованных у наших туристов, – прокомментировал он. – Московские компании, например, подстраивают свои отели под требования туристов, привыкших к европейскому комфорту. Заполняемость таких объектов сейчас достигает 90%».
   Словом, практически на всех развитых направлениях сейчас отмечается активность потребителей. Российские туристы едут и в Болгарию, и в Испанию, и в Грецию. В нынешнем сезоне, благодаря колебанию курсов валют, востребованы даже те страны, путевки в которые продаются в евро. Да и сам факт того, что это не долларовая зона, перестал вызывать у российских туристов опасения. Как считают эксперты, скорее всего, подобный рост спроса складывается еще и по причине увеличения туристического потока из регионов. «В Москве туристический поток стабилен, – считает Галина Поневаж, – и прирост осуществляется только за счет низкобюджетных категорий. А в регионах, где местные чартерные цепочки удешевляют стоимость туров, ситуация обратная. Да и число агентств там за последнее время значительно выросло».
   Сходную тенденцию отмечают и другие участники рынка. Так, в турфирме «Нева» рассказали, что прирост числа региональных туристов в этом сезоне у них составил 25%. «Очевидно, что, с одной стороны, платежеспособность в регионах становится выше, но, с другой стороны, и круг предложений тоже расширяется», – прокомментировали в компании. К выбору в пользу зарубежных поездок клиентов толкает в том числе и рост цен на внутренний туризм. Например, по данным Российского Союза туриндустрии, цены на внутренние курорты выросли в среднем на 20–25%: дорожают и размещение, и транспортные услуги, увеличиваются и собственно местные расходы. Так что ситуация, когда тур по России или ближнему зарубежью оказывается дороже зарубежного, пока еще остается привычной. И когда она изменится, а главное – при каких условиях, предугадать трудно.