14.07.2005 В.Шанцев: «Если мы угробим малый бизнес - нас ждет полный крах» В московской мэрии состоялось заседание Координационного совета по межрегиональному сотрудничеству. В его работе приняли участие вице-мэр столицы Валерий Шанцев, глава Комплекса экономической политики и развития г.Москвы Юрий Росляк, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов Виктор Ольховой, директор по внешнеэкономической деятельности и межрегиональным связям МТПП Сурен Варданян, другие члены совета. Наибольшую полемику на заседании совета вызвало обсуждение вопроса о развитии оптовой торговли продовольствием в Москве. Замруководителя Департамента продовольственных ресурсов Виктор Ольховой, с докладом о развитии оптовой торговли, отметил, что за прошедшие три года объем оптовой торговли увеличился более чем на 20% и достиг почти 9,5 млн тонн, через предприятия оптовой торговли проходит порядка 8 млн тонн продукции. На базе старых предприятий и плодоовощных баз было введено в строй 26 новых оптовых предприятий, что позволило привлечь на оптовый рынок больше предприятий из регионов, увеличить количество прямых поставок и объем товарооборота. Большое внимание было уделено развитию собственной сырьевой базы в регионах РФ: почти 100 сельхозпредприятий в регионах принадлежит предприятиям оптовой торговли столицы, что дает возможность получать порядка 300 тыс. тонн мяса из регионов России. По словам В. Ольхового, это позволило сократить импорт по мясу с 84% до 65%, по растительному маслу - с 87% до 61%. Особых проблем с поставками продукции не возникает, однако с ростом покупательной способности населения в регионах в перспективе заготовки мяса и масла в регионах будут существенно сокращаться, считает В. Ольховой. Поэтому, по его мнению, необходимо принимать все меры для стимулирования интеграции и создания собственной сырьевой базы в регионах. Сегодня Москва работает с 50-ю регионами РФ по закупкам продовольствия. Почти в 30 регионах занимаются заготовкой молока для нужд столицы. Большую помощь в развитии интеграционных связей оказывает информационный центр оптового продовольственного рынка, предоставляющий информацию о запасах сырья в регионах предприятиям оптовой торговли Москвы. В. Ольховой также подчеркнул большое значение ярмарочной деятельности – в Москве ежегодно проходит не менее 15 ярмарок, на которых производители продовольствия представляют свою продукцию. Это позволяет московским оптовикам знакомиться с лучшими образцами продукции и дает возможность заключать прямые договора с региональными производителями. Он сообщил, что в 2005-2007гг. для увеличения поставок продукции в Москву запланировано провести реконструкцию еще 10 оптовых предприятий Москвы и на 14 предприятиях ввести вторые линии распределительных или оптовых центров. В. Ольховой отметил неплохие связи с бывшими советскими республиками - товарооборот с Республикой Беларусь только по продовольствию составил $200 млн. Но есть проблемы при заключении прямых договоров: «слишком много посредников, которые накручивают цены, и выдавливать их с рынка очень тяжело». В ближайшей перспективе в Москве запланировано ввести 16 новых объектов в районе МКАД, 6 площадок выделено по межправительственному соглашению для республик СНГ. Однако В. Ольховой обратил внимание членов совета на проблему, возникшую с выделенными под строительство земельными участками, -не решен вопрос права собственности на эти участки. Кроме того, возникает много проблем с выбором инвестора для освоения этих территорий. Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков напомнил докладчику, что главное в развитии оптовой торговли – строить объекты, не уступающие лучшим европейским аналогам. Он, в частности, отметил, что в свое время выделялось 150 га земли именно под подобный проект, однако со временем он был похоронен. В то же время все перечисленные В. Ольховым проекты, по мнению В. Малышкова, не отвечают реальным потребностям Москвы. Он также выразил несогласие с проводимой политикой в развитии оптовой торговли в Москве. По данным руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, в настоящее время ни под один распределительный центр Москвы не выделены земельные участки, поэтому все распределительные центры располагаются в Московской области. Это создает транспортные проблемы и приводит к удорожанию цен на продовольствие, кроме того, все налоги остаются в области. По мнению В. Малышкова, программа развития продовольственного опта "не выдерживает никакой критики, нет координации вопроса и нет современного подхода к его решению". Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев подвел итоги обсуждения по проблеме развития оптовой торговли: «Мы ставим задачи в соответствии с программой, утвержденной правительством Москвы. И если будет принято решение об изменении программы, то необходимо согласие правительства Москвы и специалистов». Он считает, что оптовая торговля в Москве развивается в нескольких направлениях – есть хорошо отлаженная оптовая торговля для сетевых магазинов, но есть и малые предприятия, которым тоже необходима оптовая торговля. Вице-мэр заявил, что систему оптовой торговли "необходимо развивать продуманно и с учетом интересов всех игроков на рынке, в том числе малого бизнеса". «Мы должны прийти к общему решению по развитию опта продовольствия, необходимо провести научно-практическую конференцию специалистов в области оптовой торговли с участием малого бизнеса и определиться, что действительно нужно Москве», - пояснил вице-мэр. Только так, по его мнению, можно составить позитивный бизнес-план развития продовольственного опта. Он также подчеркнул, что ситуация с выделением земельных участков под нужды города неприемлема – «со стороны Москвы вдоль МКАД вся земля заросла бурьяном, участки кто-то зарезервировал, но ничего на них не строит». Он считает, что необходимо принимать меры, в частности, по Москомархитектуре, которая сдерживает нормальное развитие бизнеса. «Бизнес ждет развития территории, а город живет за счет бизнеса, и все социальные программы идут от бизнеса, поэтому мы, московские власти, должны за ним бегать», - заключил В. Шанцев. По словам вице-мэра, малый бизнес Москвы не выдерживает конкуренции с Московской областью, там стоимость услуг значительно ниже. «Но если мы угробим этот бизнес, то не будет рабочих мест, зарплаты и налогов, на которые живет город. Если мы не поймем, что нужно создавать все условия для развития бизнеса, – нас ждет полный крах», - убежден В. Шанцев. Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» пояснил, что на сегодняшний день работа по укреплению межрегионального сотрудничества между малыми предприятиями ведется в нескольких направлениях. Прежде всего, это деловые миссии в регионы, организуемые Системой межрегиональным маркетинговых центров (ММЦ), в которых малый бизнес Москвы принимает активное участие. Продукция малого предприятия предварительно презентуется фирмам-потенциальным партнером в том регионе, где планируется деловая миссия. После того, как появляются заинтересованные в продукции предприятия, приезжает делегация московских малых предприятий и на месте заключаются договора на поставку продукции. По мнению Е. Егорова, это реальная работа, которая сближает регионы и дает возможность малым предприятиям обмениваться товарами. Работа Системы межрегиональных маркетинговых центров, считает Е. Егоров, дает возможность реализовывать предложения регионов не только по товарам, это касается и инвестиций. Другое направление – субконтрактация. По словам Е. Егорова, по этой системе не только крупные предприятия Москвы делают заказы малым предприятиям столицы, но и крупные заводы в Сибири и на Урале. По данным Е. Егорова, более 10 регионов сотрудничают с малым бизнесом Москвы по системе субконтрактации. Еще одно направление – продвижение малого инновационного бизнеса за счет создания ассоциаций малых предприятий. По мнению Е. Егорова, ассоциация малых предприятий позволяет представлять инновационный малый бизнес не только в регионах, но и на зарубежных рынках. На сегодняшний день в Москве создана Ассоциация производителей медтехники, в ближайшее время будет создана Ассоциация нанотехнологии. Также, по словам Е. Егорова, будет создана Ассоциация биотехнологии, есть заинтересованность и у специалистов по лазерной технике в создании собственной ассоциации. Как заключил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, в межрегиональной интеграции малый бизнес наиболее активен, «он проникает во все сферы межрегионального сотрудничества». |