14.07.2005  Северо-Западный федеральный округ: партнерство с малым бизнесом является для лизинговых компаний выгодным делом

   Рынок лизинговых услуг Северо-Запада России, как и российский лизинговый рынок в целом, продолжает уверенный рост; 2004 год можно считать в этом смысле рекордным. И хотя до насыщения рынка все еще далеко, участники единогласно отмечают возросшую конкуренцию. Однако лизинговые компании уже сейчас начинают подготовку к работе в более сложных условиях - диверсифицируют источники финансирования, выделяют специализированные "дочки", активно идут в регионы, учатся работать с малым и средним бизнесом.
   По итогам 2004 года лизинговые компании, зарегистрированные в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), занимают 19% общероссийского рынка, в том числе петербургские компании - 12%. На сегодняшний день, по сведениям Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА), на территории СЗФО действуют около 100 компаний, примерно 20 из них - филиалы московских лизинговых фирм. Они довольно активно действуют на уровне округа и по данным СЗЛА им принадлежит до 30% местного рынка. Как отмечают в компании "Петроконсалт", московские фирмы чаще всего приходят в регион вслед за "материнскими" банками.
   По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", объем лизингового рынка в СЗФО в 2004 году составил чуть более 1 млрд долларов, из них на долю Петербурга приходится 655 млн. Оценки СЗЛА пока более скромные: по ее предварительным данным общий объем рынка СЗФО в 2004 году - около 764 млн долларов. Однако, по мнению специалистов ассоциации, после окончательного уточнения он вполне может приблизиться к миллиарду долларов. Таким образом, рост рынка за прошедший год - минимум 40%, а по максимуму - 65%.
   На фоне высокого спроса на услуги лизинговых компаний основным лимитирующим фактором роста объемов операций становится дефицит ресурсов, что заставляет их искать новые пути привлечения дополнительного финансирования. Пока что среди источников финансирования сделок по-прежнему лидирует банковское кредитование (46%). Кроме того, для финансирования лизинговых сделок компании Северо-Запада привлекают коммерческие кредиты поставщиков (17%), частных юридических лиц (18%), а также собственные средства (8%). Примерно 8% финансирования обеспечивается за счет привлечения кредитов зарубежных банков. Возможности фондовых рынков пока что используются мало (2% в источниках финансирования).
   Говоря об усилении конкуренции, представители компаний указывают прежде всего на лизинг транспортных средств. Как и в предыдущие годы, он занимает значительную долю (36%) в общей структуре рынка. Однако внутри этого сегмента можно отметить некоторые изменения, к примеру с 3 до 7,2% возросла доля железнодорожного транспорта.
   Доля легковых автомобилей снизилась за 2004 год с 18,3 до 14%. Этот сегмент рынка ближе всего к насыщению, и компании вынуждены искать нестандартные решения для привлечения клиентов, будь то выделение специализированных предприятий или расширение предлагаемого ассортимента услуг. Например, "Интерлизинг" весной 2005 года создал компанию ICAR, специализирующуюся на лизинге легковых автомобилей. Здесь намерены сократить сроки и стандартизировать процесс обработки заявок лизингополучателей и за счет этого планируют увеличить количество заключенных договоров.
   Еще одним следствием усиления конкуренции можно назвать расширение региональной экспансии. Как говорит Борис Курцман, для большинства крупных лизинговых компаний в последнее время приоритетом стало региональное развитие, поэтому заметной тенденцией является рост филиальной сети, перемещение инвестиционного капитала из центра в регионы.
   По оценке участников рынка, несмотря на ряд существующих ограничений, в последние годы среди клиентов лизинговых компаний значительно увеличилось число малых предприятий. Как отмечают в "Интерлизинге", взаимодействие с малым бизнесом сдерживает, во-первых, тот факт, что законодательство не позволяет работать с предпринимателями без образования юридического лица и частными предпринимателями. Кроме того, небольшими компаниями зачастую востребовано оборудование либо слишком дешевое, либо бывшее в употреблении, и такие сделки не всегда интересны для лизинговых фирм.
   Основная проблема лизинговых компаний во взаимодействии с малым бизнесом - высокий уровень риска. Естественно, высокий риск закладывается в стоимость контракта, что порой не устраивает лизингополучателя. Тем не менее партнерство с малым бизнесом является для лизинговых компаний выгодным делом прежде всего потому, что в этом сегменте рынка значительно ниже уровень конкуренции. Впрочем, признавая работу с малым бизнесом высокодоходным сегментом, руководитель службы маркетинга и рекламы ГК "Балтийский лизинг" Евгений Рафаленок отмечает, что этот вид деятельности требует от лизинговой компании большей технологичности, четкости типовых требований, типовых форм лизинговых контрактов, более быстрого принятия решений.