14.07.2005  Республика Татарстан: "Объединенная хлебная компания" готова инвестировать средства в малый бизнес

   В развитие предприятий малого бизнеса, работающих на рынке хлебобулочных изделий, готова вкладывать средства ОАО "Объединенная хлебная компания". Эта информация прозвучала 13 июля на брифинге, посвященном вопросам обеспечения населения Татарстана хлебобулочными изделиями, а также проблемам малого бизнеса в этой сфере.
   В прошедшем брифинге приняли участие заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Ильгиз Даутов, генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ, депутат Государственного совета республики Гульнара Сергеева, советник премьер-министра Татарстана по вопросам сферы обслуживания и развития предпринимательства Гузяль Галимуллина.
   Давление крупных хлебопроизводителей, использующих административный ресурс, не позволяет малым предприятиям наращивать объемы выпуска хлебобулочных изделий. В результате продукцию предпринимателей даже по более выгодной цене зачастую не принимают в сети розничных продаж, отметила на брифинге Гульнара Сергеева.
   Эта проблема стоит в ряду других преград на пути к успешной работе мини-пекарен, работающих в Татарстане.
   Многие из 157 малых предприятий отрасли испытывают трудности с осуществлением обязательного контроля качества собственной продукции. Для этого предприятию необходимо содержать лабораторию или заключать договора с лабораториями других организаций. По оценке Гульнары Сергеевой, не каждый субъект малого бизнеса может позволить себе подобные расходы. Сложности с проведением производственного контроля продукции иногда приводят к тому, что предприниматели выбирают более легкий путь - стараются всячески избегать контролирующих органов и находят нелегальные пути для сбыта хлеба, часто низкокачественного.
   В результате обсуждения темы с представителями малого бизнеса и крупных компаний отрасли родилась идея создать ассоциацию хлебопеков - субъектов предпринимательства, которая даст малому бизнесу больше возможностей для защиты собственных интересов и прав.
   Ассоциация также позволит предпринимателям значительно снизить расходы на проведение производственного контроля, поскольку, объединившись, они смогут содержать общую лабораторию, где выходная продукция и сырье будут проходить контроль качества.
   Кроме того, по словам Гульнары Сергеевой, "Объединенная хлебная компания" выразила готовность инвестировать деньги в малый бизнес - помочь предпринимателям с приобретением оборудования в лизинг.
   Характеризуя состояние потребительского рынка хлебопродуктов, Ильгиз Даутов отметил, что из 255 предприятий, работающих в отрасли, 72% потребностей рынка обеспечивают крупные компании. Сельчане покупают преимущественно продукцию потребительских кооперативов, которые обеспечивают 15% потребности рынка. Предприятия малого бизнеса занимают 11% рынка хлебопродуктов.
   За 6 месяцев текущего года в республике произведено 107 тыс. 300 тонн хлеба, причем на одного жителя Татарстана приходится до 63,3 кг изделий. Эта цифра заметно выше аналогичных показателей в соседних регионах и средних показателей по России. Например, в Самаре в среднем потребляется 52,6 кг хлебобулочных изделий, в Перми - 54,3 кг, средний общероссийский показатель в 2004 году - 56,1 кг. Не стоит эти показатели воспринимать как свидетельство низкого уровня жизни, отметил Ильгиз Даутов, скорее всего это следствие особого менталитета, традиционной структуры рациона питания.
   Несмотря на то, что в структуре розничных продаж объемы продаж хлебобулочных изделий растут (это объясняется выходом на татарстанский рынок крупных розничных ритэйлеров с новыми видами хлебобулочной продукции), предприятия снижают объемы производства. Так, например, за 1 полугодие текущего года ОАО "Объединенная хлебная компания" снизила объемы производства на 5,5%.
   В перспективе потребление хлебобулочных изделий будет снижаться, прогнозирует Ильгиз Даутов, в результате изменений в структуре рациона населения, связанного с увеличением доходов. Выход для хлебопроизводителей - работать над расширением ассортимента, выпуском новых видов продукции - лечебного, диетического хлеба, изделий с пищевыми и минеральными добавками.