11.07.2005  На рынке российских производителей сумок не хватает лидера

   Чтобы спасти свой бизнес, профессиональному дизайнеру Екатерине Свердловой однажды пришлось отказаться от творчества и начать шить баулы для торговцев из “Лужников”. Но все же созданная Свердловой компания Grizzly стабильно растет на переполненном рынке сумок и рюкзаков именно благодаря ее дизайнерским находкам.
   По специальности Екатерина Свердлова — художник-модельер обуви и кожгалантереи. По ее словам, ее первые работы — созданные в 1993 г. сумки в виде крокодилов и ящериц — были с восторгом приняты на тогдашних показах мод. Через пару лет Свердлова решила попробовать выпускать сумки в промышленных масштабах и рассказала об этой идее приятелю-бизнесмену. Он познакомил Свердлову с Ольгой Березанской, недавней выпускницей Московского историко-архивного института (ныне РГГУ), — она решилась взять на себя всю административную работу в создаваемой компании. Первые деньги на проект выделил друг-бизнесмен: на них (около $10 000) было арендовано помещение со швейными машинками, закуплена партия дорогой кожи. Но зарабатывать не удавалось.
   Их более прагматичный приятель быстро сообразил, что дизайнерские сумки были очень дороги в производстве, а их продажа не покрывала расходов. “Через два месяца после начала проекта он отказался от участия в нем, а нам посоветовал заняться чем-нибудь другим”, — вспоминает Свердлова. К счастью, арендная плата была внесена на несколько месяцев вперед, так что швейный цех остался в распоряжении Свердловой и Березанской.
   Однако платить зарплату работницам предпринимателям было нечем. “Чтобы продолжать платить сотрудникам, нужно было шить то, что сразу будет продано”, — вспоминает Свердлова. Для изучения спроса предпринимательницы отправились на московский рынок “Лужники”, где с удивлением узнали, что торговцы с радостью готовы покупать баулы больших размеров из прочной ткани.
   Примерно год предпринимательницы, начинавшие с производства дизайнерских кожаных сумочек, снабжали брезентовыми баулами торговцев китайским ширпотребом. “Это был тяжелый период моей жизни, — признается Свердлова. — Я даже не говорила друзьям, чем на самом деле занимаюсь. Мне было стыдно”. Однако пошив баулов позволил девушкам накопить немного денег, которые они вложили в производство рюкзаков и спортивных сумок. К этому времени предпринимательницы были знакомы со многими продавцами и неплохо ориентировались в структуре спроса.
   У Свердловой появилась возможность вновь проверить себя в своем любимом деле — она занялась дизайном. Но теперь ее целевой аудиторией стали не посетительницы светских вечеринок, а обычная городская молодежь. В ход пошли яркие цвета, множество карманов, надписи, рисунки.
   В 1999 г. дошло и до создания торговой марки. Как рассказывает Березанская, они со Свердловой составили длинный список вариантов, долго обсуждали каждый их них. Название марки должно было быть коротким, запоминающимся, вызывать положительные эмоции. В конце концов остановились на агрессивном Grizzly.
   Друзья предпринимательниц попытку создать торговую марку не одобрили. “Нас уверяли, что бы мы ни сделали, все равно спросом будут пользоваться подделки под Adidas или Puma ”, — вспоминает Березанская. Однако не прошло и полгода, как на рынке появились китайские подделки под Grizzly.
   “Поначалу мы даже обрадовались — значит, марка стала известной”, — рассказывает Свердлова. Но вскоре подделки стали серьезной проблемой. По словам Березанской, контрафактной продукции продавалось почти в пять раз больше, чем оригинальной. “Нам пришлось принимать меры. Мы в срочном порядке в 2000 г. запатентовали торговую марку Grizzlу, а после этого взялись за разработку знаков отличия — оригинальной фурнитуры, специальных наклеек, упаковки”, — рассказывает Свердлова. По словам Березанской, сейчас расходы на защиту брэнда составляют 10-20% от цены каждой сумки.
   Полностью победить производителей подделок не удалось. Тем не менее компания стабильно росла и сейчас производит более 240 000 изделий в год. По словам предпринимательниц, оборот Grizzlу в 2004 г. приблизился к $2 млн, а рентабельность держится на уровне 20%. Компания имеет собственную производственную базу, а также размещает заказы на швейных фабриках. Продукцию Grizzly продают около 200 оптовых торговых фирм во всех крупных городах — от Москвы до Владивостока.
   Спрос на сумки в России постоянно растет. По оценкам Андрея Максимова, совладельца группы компаний “Июль”, в прошлом году в России было продано около 100 млн сумок на $2 млрд. Группа “Июль” занимается поставками сырья и фурнитуры, располагает собственным производством спортивных, деловых, дорожных сумок (марки Mr. Bag, Navigator) и региональной розничной сетью “Империя сумок”, где представлены и сумки Grizzly.
   По словам Максимова, по-настоящему крупных производителей сумок в стране просто нет. “Среди множества фирм, занимающихся пошивом сумок, наберется не больше десятка, которые производят свыше 50 000 изделий в месяц. Доля каждой из российских компаний на рынке исчисляется долями процента”, — говорит Максимов.
   Для сравнения: объемы производства у китайских фирм превышают сотни тысяч сумок ежемесячно. Есть предприятия, которые шьют до миллиона изделий. “И все это реализуется по низким ценам. Мелким и средним фирмам конкурировать с китайцами практически невозможно”, — разводит руками Максимов.
   “Как бы трепетно российские производители сумок ни относились к качеству, их доля на рынке стремительно сокращается”, — заявляет Максимов. По его оценке, если пять лет назад около 60% российского рынка сумок принадлежало отечественным производителям, то сейчас эта доля вдвое меньше и продолжает снижаться.
   С этой оценкой соглашается Олег Коротких, начальник отдела продаж санкт-петербургской швейной фирмы Ufo Рeoplе. Однако он рассчитывает, что российские производители в ближайшие годы усилят свои позиции. “У нас есть ряд конкурентных преимуществ, — настаивает он. — Например, мы можем несколько раз за сезон обновить модельный ряд, исходя из желаний потребителя”. У иностранных производителей создание и доставка новых коллекций растянуты как минимум на полгода.
   Зато Коротких опасается общего перенасыщения рынка. Полтора года назад на рынке возникли проблемы с реализацией дамских сумок, а около шести месяцев назад подобное случилось со сбытом рюкзаков.
   Большинство отечественных производителей работают в ценовом сегменте до 1500 руб., отмечает Павел Терехин, генеральный директор компании “ОМ” (занимается реализацией сумок преимущественно российских марок через региональную сеть магазинов “Сумки” и через собственный интернет-магазин). По его словам, основная проблема отечественного производителя в нежелании вкладывать деньги в раскрутку собственных брэндов, отсюда и отсутствие на рынке ярко выраженных лидеров.
   Российские производители сумок все активнее ищут способы снижения себестоимости продукции. “Ряд фирм организовали производство в отдаленных регионах, — рассказывает Максимов. — Шить сумки в Москве и других крупных городах очень дорого”. Например, Grizzly шьет продукцию в Новомосковске, Туле, Твери, Нефтекамске, а недавно купила швейную фабрику в Воронежской области.
   Березанская рассказывает, что три года назад в компанию обратился некий крупный предприниматель из Италии, выразивший желание купить брэнд Grizzlу.. Свердлова не исключает, что вскоре вновь начнет завоевывать подиумы. Но это будет уже не хобби, а целенаправленная работа по продвижению брэнда.