11.07.2005  Государство плохо контролирует качество ювелирных изделий

   Государственную проверку проходит не более половины золотых изделий при норме 100% и лишь 10–15% серебряных при норме 30%. Таковы озвученные в конце прошлой недели итоги проверки, которую провела Счетная палата РФ.
   Ведомство Сергея Степашина проверило финансово-хозяйственную деятельность Центральной, Подмосковной, Северо-Западной государственных инспекций пробирного надзора и Московского геммологического сертификационного центра Российской государственной пробирной палаты (РГПП) при Министерстве финансов РФ. По итогам проверки Счетная палата констатировала «несоблюдение правил опробования драгоценных металлов».
   Кроме того, в течение длительного времени в инспекциях пробирного надзора «оставались на хранении изделия из драгоценных металлов, невостребованные после опробования, тогда как в соответствии с инструкцией по осуществлению пробирного надзора они обязаны сдаваться в Гохран России».
   Аудиторы, обсуждая итоги проверки на заседании СП, отметили также, что с 1999 по 2004 год так называемая пробирная плата, то есть деньги, которые государство берет с производителей за опробование драгоценных металлов, не менялась, тогда как цены в стране в результате инфляции выросли за это время почти в три раза.
   Отечественную «ювелирку» начало лихорадить еще в конце прошлого года, когда были приняты поправки в Налоговый кодекс (НК), устанавливавшие новый порядок взимания госпошлин. За каждое золотое изделие вне зависимости от веса Российская государственная пробирная палата с 1 января этого года должна была брать с производителя 60 руб., за серебряное – 150 руб. Ювелирному лобби удалось, правда, отбить атаку.
   Аргументы ювелиров выглядели вполне убедительно: основной оборот отечественные «драгметаллисты» делают не на крупных изделиях, а на мелких – цепочках, кулонах, кольцах. А потому, как подсчитали специалисты, чтобы сохранить рентабельность производства, розничные цены на золото придется поднимать примерно на треть, а на серебро – почти в полтора раза. В результате была введена дифференцированная шкала пошлин, и пробирная плата поднялась в среднем на 20%. В итоге золото с тех пор подорожало процентов на 30.
   Однако уже в мае ювелирные «генералы» вновь забили тревогу: темпы производства падают, произвол чиновников растет, а тут еще вполне конкретные очертания стало приобретать вступление России в ВТО. Пришлось признать, что и соотношение цена-качество у зарубежных производителей для потребителя лучше, и серебро куда выгоднее производить в азиатских странах. Словом, открывать наш рынок в его нынешнем состоянии ну очень нежелательно.
   Выход предложил вице-президент Пробирной палаты Борис Борисов: отменить обязательное государственное клеймение отечественной «ювелирки», заменив его на добровольное. Речь в первую очередь шла о мелких серебряных побрякушках весом в 2–3 грамма. Идея участникам рынка понравилась. Как теперь выяснила Счетная палата, в той или иной форме она, не найдя пока одобрения на высшем государственном уровне, уже давно успешно реализуется.
   Состоятельные российские ценители ювелирных украшений уже давно покупают их за границей – у нас они приобретают только эксклюзивные вещи. Средний класс, получив возможность путешествовать, тоже быстро смекнул, что, скажем, в Испании или Италии на те же деньги можно украсить себя лучше и дешевле, чем в России. Наша «массовая ювелирка» в массы и идет. Но и здесь у нее есть серьезный конкурент – по экспертным оценкам, не менее 50% продаваемых у нас ювелирных изделий произведены нелегально. Если так пойдет и дальше, государство вообще откажется контролировать качество украшений, а потребителю придется учиться проверять их на зуб, как в кино про пиратов.