08.07.2005  Москва: презентован доклад «Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве»

   
   В четверг в мэрии г. Москвы состоялась презентация доклада «Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве», подготовленного Советом по вопросам управления и развития.
   Основной задачей совета, созданного на общественных началах больше 2-х лет назад, является концентрация общественного мнения города вокруг самых злободневных и волнующих москвичей вопросов по проблемам развития города.
   В своем вступительном слове Людмила Швецова, первый заместитель мэра Москвы, председатель Наблюдательного совета вышеназванной организации, подчеркнула особенности Москвы с точки зрения миграции по сравнению с другими регионами России. По ее словам, миграционный прирост восполняет естественную убыль населения города, а трудовая миграция покрывает реальную потребность в рабочей силе. Однако легальная трудовая миграция сопровождается ростом незаконной миграции иностранной рабочей силы. Л. Швецова сообщила, на каждого законного трудового мигранта приходится до 15 нелегалов, 68% мигрантов работает на временной основе, поэтому они практически лишены социальной защиты, а 27% мигрантов живут там же, где и работают.
   Все выступавшие на презентации отмечали, что миграционная политика г. Москвы должна быть строго выверенной, ориентированной как на нужды социально-экономического развития столицы, так и на поддержание стабильной ситуации и общественной безопасности. Целями миграционной политики Москвы должны стать нейтрализация негативных прямых и косвенных следствий усиления трудовой миграции, коррекция ее структуры и борьба с нелегальной формой миграции.
   Г. Гаджиев, судья Конституционного суда РФ и член Наблюдательного совета, представляя доклад, отметил, что миграционное законодательство должно измениться в части полномочий субъектов РФ, так как миграционные потоки неравномерно распределяются по разным российским регионам. «Из-за большой дифференциации регионов нет возможности прибегать к обобщающему правовому регулированию, нельзя построить правовые модели, единые для всех регионов России», - сказал Г. Гаджиев. В основу миграционной политики Москвы, по его словам, должен быть положен принцип обеспечения баланса интересов постоянного населения и законных мигрантов.
   А. Батуркин, начальник управления по делам миграции ГУВД г. Москвы, привел цифры, наглядно демонстрирующие приток трудовых мигрантов в Москву. Так, за 6 месяцев текущего года было выдано 60 тыс. разрешений иностранным гражданам на право трудиться в Москве. Это представители 126 профессий из 100 стран мира.
   Такая ситуация - объективное отражение того, что москвичи не хотят работать на многих должностях и вакансиях. «Сегодня мы не найдем москвича – водителя автобуса или троллейбуса, представители ЖКХ также активно оформляют иностранную рабочую силу», - заметил А. Батуркин. Положительным моментом, на его взгляд, является возрастающая легализация иностранной рабочей силы, что вызвано увеличением штрафных санкций по отношению к недобросовестному работодателю. Теперь штраф для юридического лица составляет до 200 тыс. рублей, а с 1 февраля поправки, внесенные в Уголовный кодекс, в частности, Статья 322.1 «Организация незаконной миграции» предусматривают наказание за организацию незаконной миграции, начиная со штрафа в размере от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей. На сегодняшний день в Москве возбуждено 40 уголовных дел, а по двум уголовным делам есть обвинительные приговоры.
   Поэтому, по словам А. Батуркина, поток работодателей, желающих законно оформить своих сотрудников, значительно вырос за последнее время.
   Сегодня в Москве структуры, занимающиеся оформлением трудовых мигрантов, работают по принципу «одного окна», что сократило сроки такого оформления.
   С. Дудников, руководитель департамента Федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве, отметил необходимость предоставления «не просто труда, а достойного труда» как для мигрантов, так и для всех остальных. При этом он подчеркнул, что мигранты в целом не двигают экономику города вперед. «Есть специалисты и среди мигрантов, которые действительно необходимы экономике, и их надо приглашать, но мигранты в целом всего лишь дополняют структуру, обеспечивающую жизнедеятельность города», - сказал С. Дудников.
   Т. Регент, декан финансово-экономического факультета Российского Нового Университета, руководитель ФМС РФ 1992-1999 гг., заявила, что в России миграционной политики нет. По ее словам, все передовые страны мира привлекают мигрантов и делают это совершенно сознательно, ориентируясь как на высококлассных специалистов, так и на низкоквалифицированную силу. «Мы должны стать миграционно привлекательны для лучших представителей мигрантов. Это возможно, если упростить в некоторых частях закон о гражданстве, закон о беженцах и некоторые другие нормативные акты», - сказала Т. Регент. - «России не хватает населения. Некоторые ее пустые территории уже «захватываются» незаконными мигрантами из других государств. Поэтому России сегодня необходима такая миграционная политика, которая способствовала бы перенаправлению миграционных потоков туда, куда необходимо, а именно на территории, которые практически не заселены. Но для решения этих миграционных задач необходимы внушительные финансы».
   По мнению Т. Регент, Москва сама может изменить миграционную ситуацию. Правительство Москвы должно создать орган, который бы направил свою деятельность на адаптацию и ассимиляцию мигрантов. Как только мигранты перестанут быть изгоями, станут равноправными членами общества, тогда они будут приносить экономический эффект, подчеркнула Т. Регент.
   Ю. Попов, депутат Мосгордумы, рассказал о недостатках, которые на сегодняшний день есть в миграционном законодательстве. Миграционные потоки в настоящее время регулируются 34 нормативными актами. В Московской городской думе уже готовы законопроекты, которые могли бы изменить эту ситуацию. Например, предлагается ужесточить контроль цели визита, которую мигрант указывает при въезде в своей миграционной карте. Попов обратил особое внимание на противоречия некоторых нормативных актов Конституции РФ, особенно в части предоставления права иностранным гражданам избираться в органы местного самоуправления. Это, по словам Ю. Попова, может привести к тому что «мы уснем в Бирюлево, а проснемся в Новом Агдаме».
   Ю. Горячев, заместитель руководителя Департамента образования г.Москвы, высказал мнение о том, что в условиях, когда федеральные власти еще не завершили выстраивание целостной миграционной политики, Москва имеет право на создание собственной политики. В ней должны быть тщательно прописаны вопросы социально-культурной и языковой интеграции мигрантов в общество.
   Заканчивая презентацию доклада, Л. Швецова поддержала общую точку зрения о том, что вопрос комфортности жизни населения Москвы зависит от того, насколько интегрированы мигранты в жизнь города. При этом она процитировала Аристотеля: «Город – это единство непохожих».
   Л. Швецова напомнила, что отсутствие единой миграционной политики в стране привело к тому, что большая доля мигрантов пришлась на Москву. Московские власти всеми возможными силами регулируют направление рабочей силы. Существует специальная концепция миграционной политики в городе, но отрицательным моментом является то, что миграционные вопросы в последние годы не являются сферой ведения субъектов федерации, они отнесены к ведению федеральных властей. Но даже после ликвидации городской миграционной службы в аппарате управления мэрии г. Москвы были оставлены специалисты по вопросам миграции.
   «Мы немало делаем, для того чтобы защитить права тех, кто честно работает в городе во всех сферах, в том числе в малом и среднем бизнесе. Тем более, что легальные мигранты во многом решают проблему кадров и в предпринимательстве», - сказала Л. Швецова специально для ИА «Альянс Медиа».