08.07.2005 В России принято экономить на дизайне С одной стороны, спрос на дизайнерские услуги в России с каждым годом растет. С другой, у нас по-прежнему каждый сам себе дизайнер. Обращаться к профессионалу большинство считает излишним. Дизайнерский бум в России носит односторонний характер. Он связан не с производством товаров, а с украшением среды обитания. "Промышленного дизайна как вида деятельности в России практически не существует. Отдельные умельцы не в счет, - отмечает председатель совета директоров агентства "Р.И.М. Портер Новелли" Игорь Писарский. - Но существуют и активно развиваются интерьерный, пространственный и полиграфический дизайн". Природа этого дисбаланса понятна. Зарубежные производители вынуждены делать ставку на дизайн. Ведь выделиться на фоне конкурентов за счет новых опций бытовой техники или электроники, например, очень сложно. Набор функций в товарах разных производителей практически одинаков. Перед российскими производителями такой проблемы, как правило, вообще не стоит. "Отечественные производители считают, что дизайн - это излишняя роскошь. Это далеко не первое, во что они готовы вкладывать деньги. Наоборот, на нем всегда экономят", - отмечает ведущий преподаватель Академической школы дизайна Никита Плешаков. При полном отсутствии промышленного дизайна в России растет спрос на дизайнерское оформление интерьеров и загородных участков, в основном частных. Компании обращаются к услугам дизайнеров, когда понимают, что непродуманность в оформлении интерьера вредит бизнесу. "В основном мы все пользуемся конторами, специализирующимися на евроремонте и офисной мебели. Часто результатом становится малопригодная с точки зрения эргономики и конфигурации бизнес-процессов среда, - говорит директор по рекламе и связям с общественностью Группы "АльфаСтрахование" Ирина Лимитовская. Проще говоря, работать в окружении даже очень красивой мебели часто оказывается невозможно. Например, мягкие кресла и низкие стеклянные столики оказываются неприемлемыми в зоне, где клиент должен заполнять документы. Или несколько рабочих мест, рассчитанных на обслуживание сразу нескольких клиентов, но полное отсутствие места для их размещения. Или огромный холл для ожидания, но очень маленький зал для оформления документов. Разумеется, отдельная тема к разговору о дизайне - российская уверенность в том, что все можно сделать самостоятельно. "На мой взгляд, российские компании только начинают активно использовать аутсорсинг, а уж тем более в такой непонятной вещи, как дизайн помещений. Зачем платить за разработку концепции расстановки мебели и расположения дверей, если это и так всем понятно? Мы и сами это сделаем! Вот и получаются офисы, где все вроде красиво, но очевидно непродуманно", - отмечает Ирина Лимитовская. С частными жилищами, в основном, складывается такая же ситуация. Впрочем, российские самоучки нашли выход из положения. В Ассоциации дополнительного профессионального образования рассказывают, что часто на краткосрочные курсы по дизайну интерьеров люди приходят, чтобы просто квалифицированно оформить собственное жилище. И это не лишено смысла. Многие просто отрабатывают в учебных классах план переоборудования своей квартиры или дома, получают возможность выслушать мнение профессионала-преподавателя и ликвидировать недочеты. Причем в этом случае разработка дизайнерского интерьера обойдется на порядок дешевле, чем при заказе у профессионального оформителя. |