08.07.2005  Торговля бьет по площадям

   Наиболее крупные торговые площади находятся в наиболее крупных городах. Это положение вряд ли требует доказательств. Неудивительно, что в последние пять лет наиболее динамично развивающимся сегментом рынка коммерческой недвижимости в Москве считается именно сегмент торговых площадей. Так, по данным компании Knight Frank, объем российского рынка торговой недвижимости в 2004 году составил 200 миллиардов долларов, при этом его рост по итогам года составил 30 процентов в долларовом эквиваленте. За ушедший год прирост торговых площадей в торговых центрах составил более 400 тысяч квадратных метров, что на 33 процента больше, чем в 2003 году, благодаря чему совокупный объем торговых помещений в столице достиг 1,5 миллиона квадратных метров.
   Однако количество торговых площадей на душу населения даже в Москве (не говоря уж о провинции) существенно отстает от других крупных городов Европы. По мнению компаний по управлению недвижимостью, средний показатель для Европы составляет 185,4 квадратного метра торговых площадей на тысячу жителей, в то время как на тысячу жителей Москвы приходится лишь 71 квадратный метр.
   Несомненно, развитие рынка торговой недвижимости напрямую зависит от макроэкономических показателей страны: от роста доходов населения, покупательской способности, что, в свою очередь, влечет за собой увеличение объемов розничной торговли. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2004 году составил 5 триллионов 565,5 миллиарда рублей. Это на 12,1 процента больше, чем в 2003 году, причем розничный товарооборот в Москве увеличился на 8,3 процента и составил 1,4 триллиона рублей. Доля Москвы в общем объеме розничного товарооборота России составила около 25 процентов.
   Надо отметить, что первые торговые центры начали появляться в Москве в конце 90-х годов, и на сегодняшний день, по некоторым оценкам, в Москве уже около 600 организованных торговых площадок. По данным агентств по коммерческой недвижимости, сегодня по рынку насчитывается порядка 100 действующих торговых центров, около 15-20 центров крупных западных операторов, и порядка 30 строящихся торговых центров.
   Между тем, по данным РБК, специалисты в целом отмечают позитивную тенденцию: большинство новых проектов - это современные, грамотно спроектированные, профессионально управляемые центры. В скором времени с увеличением объема торговых площадей, который прогнозируется игроками рынка в недалеком будущем, настанет жесткая конкурентная борьба между торговыми центрами, сопровождающаяся вытеснением с рынка "слабых" объектов, спроектированных с нарушением правил организации ТЦ, в результате чего многие торговые площадки столкнутся с вопросом реконцепции, то есть перестройки и перепозиционирования объектов. Несмотря на то, что спрос в этом сегменте коммерческой недвижимости превышает предложение, в 2004 году наблюдалось снижение средней арендной ставки в торговых центрах на 3 процента, и в ушедшем году она составила 900-1300 долларов за квадратный метр в год. По словам специалистов компании Knight Frank, в 2005 году средняя арендная ставка на помещение в торговых центрах составляет 1200 долларов за квадратный метр в год. Наибольшим интересом у арендаторов традиционно будут пользоваться те торговые центры, в которых наблюдается наибольший людской поток, что, в свою очередь, может обеспечить только грамотная концепция торгового центра. По данным аналитиков отдела исследований, спрос на торговые помещения в качественных торговых центрах довольно высок и занятость площадей в хороших проектах составляет 98-100 процентов.
   По прогнозу экспертов, до конца 2005 года спрос на качественные торговые площади останется высоким и уровень свободных площадей в торговых центрах будет не более 5 процентов, а ожидаемый объем качественных торговых площадей к концу 2005 года составит 1,9 миллиона квадратных метров. Как видно, пока рынок торговой недвижимости далек от насыщения.