07.07.2005  Чиновники хотят создать в России бизнес-школы западного уровня

   Минэкономразвития хочет создать в Москве и Петербурге две бизнес-школы мирового уровня. Но выпускники западных бизнес-школ сомневаются в успехе этой затеи.
   Российская система образования не готовит качественных менеджеров, пожаловался глава Минэкономразвития Герман Греф руководителям думской фракции “Единая Россия”. Чтобы решить эту проблему, в ближайшие несколько лет в России планируется создать “две бизнес-школы мирового уровня”. Одна из них, по словам министра, будет организована на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского университета, другая — в Москве, скорее всего с нуля. Глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко, по его словам, поддерживает идею Грефа.
   Московская часть проекта, по словам Грефа, обойдется в $200-250 млн, а организовать его планируется в виде частно-государственного партнерства, в котором государство получит 49%, а частные инвесторы — 51%. Идеологи создания бизнес-школы в Москве — президент группы “Тройка Диалог” Рубен Варданян и ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау.
   В Петербурге Высшая школа менеджмента должна появиться на базе соответствующего факультета петербургского университета. По подсчетам декана факультета менеджмента СПбГУ Валерия Катькало, создание бизнес-школы с нуля стоит $150-200 млн, но с учетом того, что база у факультета есть (там уже ведется обучение по программам от бакалавра до Executive MBA), эта цифра может сократиться до $100-150 млн, часть из которых факультет рассчитывает получить от государства.
   Сейчас двухгодичный курс обучения по программе MBA в СПбГУ без отрыва от работы обходится слушателю в $15 000, программа Executive MBA — 20 000 евро. Это, по словам Катькало, “уже близко к среднеевропейской цене”, но в российской бизнес-школе слушателей должен привлечь учет специфики отечественного бизнеса — например, кейсы, основанные на работе российских предприятий.
   Первые выпускники национальных бизнес-школ мирового уровня могут, как надеется Фурсенко, появиться уже в 2007 г. Но не факт, что они понравятся работодателям, предупреждают обладатели западных дипломов MBA.
   “Преподавателями должны быть западные профессора или российские молодые специалисты, а не "бедные обрюзгшие академики", — настаивает Кирилл Дмитриев, выпускник Harward Business School, управляющий директор Delta Private Equity Partners. — Должны быть договоры с компаниями-работодателями, а студенты должны быть отобраны на честных конкурсах”.
   Диплом российской бизнес-школы не будет конкурентным преимуществом при найме в компанию, утверждает Петр Панов, выпускник бизнес-школы Wharton, ныне замгендиректора московского офиса Boston Consulting Group. “Бизнес-школы как вино — очень брэндированная вещь. Нельзя построить совхоз на Кавказе и сказать, что он выпускает дорогое французское вино, — предупреждает он. — Одними инвестициями ничего не решить, ведь в таких школах главное — не знания, а круг людей”.