07.07.2005  Санкт-Петербург: метрополитен обвинили в махинациях с рекламой

   Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга выяснила, что ГУП «Петербургский метрополитен» давало право на размещение рекламы на его площадях только подконтрольным ему фирмам.
   По оценкам экспертов, объем рынка рекламы в метрополитене Санкт-Петербурга в 2004 г. составил, по некоторым оценкам, 10-12 млн долл. В основном в питерском метро размещали рекламу такие организации, как ЗАО «Коммет», ООО «Афкап Метро Медиа», ЗАО «Метроком». В 2004 г. рынок рекламы в метрополитене вырос примерно на 30% по сравнению с 2003 г. Рост, по мнению экспертов, произошел за счет нескольких факторов: во-первых, в 2004 г. ГУП «Петербургский метрополитен» в два раза повысило цены на рекламу, а во-вторых, в метро «спустились» многие розничные банки и страховые компании. Их доля в структуре прибыли свыше 10%.
   Бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Санкт-Петербурга на этой неделе обнародовал итоги проверки Контрольно-счетной палатой деятельности питерского метрополитена. Проверка установила ряд нарушений в финансовой деятельности этого предприятия, в том числе и в связи с размещением рекламы. В ходе проверки выяснилось, что основная деятельность – перевозка пассажиров – приносит метрополитену убытки. Только в 2003 г. их сумма превысила 110 млн руб., что в 1,6 раза больше, чем год назад. Однако прибыль, полученная от сдачи в аренду земельных участков и обслуживания торговых мест, от рекламы, должна была покрыть эти убытки.
   Как сообщил источник в бюджетно-финансовом комитете Законодательного собрания Санкт-Петербурга та же ситуация складывалась и в 2004 г. К тому же ГУП «Петербургский метрополитен» поучаствовало в уставном капитале нескольких крупных питерских рекламных агентств. На собраниях акционеры этих фирм (среди которых были представители метрополитена) принимали решение о выплате минимальных дивидендов, чтобы не дать предприятию – владельцу акций ни копейки на развитие. Все вырученные деньги от размещения рекламы оставались в самих рекламных агентствах. Тем временем метрополитен жил на бюджетные дотации.
   Аудиторы КСП зафиксировали, что возможности получения дополнительных доходов ГУП использовало далеко не полностью. Всего государственное предприятие образовало около десяти различных акционерных обществ – крупных рекламных агентств и фирм, предоставляющих проводную связь и другие услуги. Как отметила проверка, метрополитен в 2001-2003 гг. получил доходы лишь от трех из них.
   При этом конкурсы на размещение рекламы среди рекламодателей не проводились. «Компания с улицы не могла попасть на рынок рекламы в метро, – утверждает источник. – Непосредственно размещением рекламы занималось несколько фирм, заключивших договора с ГУП «Петербургский метрополитен». Другие рекламные агентства перекупали рекламные носители у этих фирм по другим ценам».
   Кроме того, КСП Петербурга были выявлены случаи незаконных трат крупных сумм денег. «В уставе ГУП, например, нет пункта о благотворительности, а предприятие выделило 50 тыс. руб. на ремонт детского сада и 66 тыс. руб. – на ремонт учреждения здравоохранения на Октябрьской железной дороге, – отметили в КСП. – Свыше 98 тыс. руб. было направлено на ремонт улиц и реконструкцию набережной в поселке Кабардинка, который находится в Краснодарском крае. При этом Комитет по управлению государственным имуществом Петербурга, являющийся собственником метрополитена, на такие траты своего согласия не давал».
   Также проверкой было установлено, что свои помещения в аренду метрополитен сдавал по ставкам ниже рыночных. Городской бюджет в результате недосчитался 20 млн руб., что составляет примерно пятую часть всех убытков от пассажирских перевозок, которые, кстати, это предприятие компенсировало за счет бюджетных средств.
   Заместитель начальника метрополитена по экономике и финансам Ирина Воробьева в ответ на опубликованный отчет о проверке метрополитена обвинила одного из депутатов местного законодательного собрания (которого она не назвала) в раздувании спора. Она добавила, что на сегодняшний день у КСП уже нет претензий к деятельности метрополитена. «Кому-то было выгодно, чтобы эти факты всплыли именно сейчас, – подчеркнула она. – Сегодня метрополитен вышел из состава акционеров всех своих рекламных агентств (кроме ЗАО «Коммет»). В учредительные документы были внесены поправки, разрешающие благотворительность». Также она отметила, что нет ничего плохого в том, что администрация метрополитена отремонтировала дорогу у своей базы отдыха.