06.07.2005 И.Артемьев: ФАС борется с монополизмом во всех сферах экономики Команду МАП, предшественницы ФАС, постоянно обвиняли в коррупции. Говорили, что можно было прийти в МАП и "заказать" своего конкурента - "закопают" без проблем, только плати. По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, сейчас в его ведомстве продолжается борьба с внутренней коррупцией. “Там, где люди получают немного, но решают большие вопросы на крупные суммы денег, всегда есть коррупционный потенциал. – пояснил И.Артемьев. - Коррупционный потенциал в антимонопольной службе высок, а с принятием нового закона станет еще выше. Соответственно, нужно уже сейчас принимать превентивные меры”. По словам И.Артемьева, в ведомстве создана внутренняя служба безопасности, принимаются меры по обеспечению прозрачности всех действий – в частности, практически вся информация публикуется на сайте службы. В-третьих, в службе действует так называемый комиссионный принцип. Решения принимает только комиссия, состоящая из представителей разных управлений ФАС. И.Артемьев сообщил, что контрольный отдел ФАС за полтора года рассмотрела около 50 жалоб на различных начальников и руководителей территориальных органов, в том числе по обвинению в коррупции. «85 процентов жалоб не подтверждается. Но были и случаи увольнения сотрудников», - сказал он. В качестве действенной меры по борьбе с коррупцией ФАС предлагает ввести дисквалификацию чиновников. «Во втором нашем законопроекте - поправках в Кодекс об административных правонарушениях - мы предлагаем дисквалификацию должностных лиц. Если нам удастся провести такую трактовку в отношении чиновников, нужно будет внести поправку в Закон о государственной службе, чтобы на основании любого решения суда в адрес чиновника, нарушившего антимонопольное законодательство, если даже не будет применяться дисквалификация, автоматически проводилась его досрочная аттестация. По результатам досрочной аттестации человек может быть уволен с государственной службы». К столь суровым мерам по отношению к чиновникам, по его словам И.Артемьева, подталкивает статистика. За последние 10 лет работы антимонопольных органов в России в 52% случаев нарушителями антимонопольного законодательства являются именно чиновники, сказал он. А это означает, что уже 10 лет государство является главным монополистом и главным нарушителем антимонопольного законодательства. “Например, ведомства любят раздавать преференции без конкурса. Или другой вариант, когда орган местного самоуправления или мэрия учреждают некую компанию, унитарное предприятие, скажем, по пошиву одежды (хотя на рынке уже масса таких предприятий) и вкладывают туда деньги из бюджета. Чаще всего, в таких компаниях работают родственники чиновников или ближайшие друзья. И начинается вливание бюджетных денег в компанию, которая, конечно, получает совершенно эксклюзивные полномочия на этом рынке, а остальные начинают отмирать, потому что им эти деньги с неба не свалятся”, - пояснил глава ФАС. Он выразил надежду, что ситуацию поможет изменить принятие федерального закона о госзакупках. “Мы живем в ХХI веке, где есть Интернет. Это означает, что можно участвовать в электронных аукционах, конкурсах, где бы они ни проходили. Каждый может зайти на сайт, посмотреть, как идут торги, как изменяются цены, и принять участие в этом процессе. Одно дело - опубликовать объявление об аукционе в газете "Красный рабочий", изданной десятью экземплярами, другое дело - на официальном портале, доступном на территории всей страны. У каждого региона и муниципалитета будет своя торговая страничка на этом портале”, - сказал И.Артемьев. Второй важный момент, по его словам, - это переход от конкурсов к аукционам. “Сейчас в конкурсах пытаются скрестить круглое с зеленым. Например, обязательное условие для участия в конкурсе - большой срок работы на рынке. Да какая разница, если компания в состоянии взять к себе на работу за высокую зарплату квалифицированных сотрудников? Если удастся провести этот закон в нормальном виде, Минэкономразвития и ФАС себя полностью окупят”, - считает глава ФАС. И.Артемьев также рассказал о ходе подготовки нового закона “О конкуренции”. “Очень хотелось избавиться от того, что называется избирательным правоприменением, - пояснил он. - Мы считаем, что если компания нарушает закон, не важно, какая это компания - крупная или маленькая, известная или никому не знакомая, - к ней нужно применять соответствующие санкции”. В ходе согласований закона приходилось идти на определенные уступки, сказал И.Артемьев, однако, по его словам, “компромисс был разумным”. “Закон остается примерно таким, каким мы хотели бы его видеть, чтобы обеспечить новое качество конкурентной работы. Но битва была серьезная и, видимо, еще будет очень жесткая, - пояснил глава ФАС. - Силы разложились таким образом: малый и средний бизнес - двумя руками "за", значительная часть крупного бизнеса - "против". Во время обсуждения законопроекта крупный бизнес критиковал нас, пытался внести в законопроект неприемлемые для нас требования и заручиться поддержкой в правительстве и Кремле. Но этого не случилось. Поэтому моя оценка закона по-прежнему высокая, мы с Минэкономразвития сделали работу, которой я горжусь”. По словам И.Артемьева, многое будет зависеть от того, как пройдет второй закон. “Дело в том, что у нас пакет из двух законов. Первый - о защите конкуренции, который описывает, что можно, а что нельзя. Второй - это поправки в Кодекс об административных правонарушениях, который описывает наказания за нарушения. И если штрафы останутся такими же маленькими, как сейчас, то мы потеряем, по меньшей мере, половину из того, что есть в Законе о защите конкуренции”, - пояснил он. Неприемлемым, по словам И.Артемьева, было бы требование, чтобы закон не распространялся на естественные монополии. “Естественные монополии считают, что ими должен заниматься не антимонопольный орган, а специальный регулятор естественных монополий. Этот вопрос сегодня решен в рамках 314-го Указа президента России, согласно которому наши полномочия в этой сфере были усилены”, - сказал он. Среди новых антимонопольных рычагов, которые даются ФАС новым законом, И.Артемьев назвал то, что впервые вводится понятие коллективного доминирования. “Сейчас положение компании может быть признано доминирующим, если ее доля на рынке больше 35%. С введением понятия коллективного доминирования ситуация будет другой. Если есть три компании, суммарная доля рынка которых больше 50%, или пять компаний с общей долей рынка больше 70%, они могут быть признаны коллективно доминирующими”, - пояснил он и добавил, что признание компаний доминирующими само по себе не влечет за собой никаких санкций со стороны ФАС. Санкции последуют, если будет обнаружен и доказан факт злоупотребления доминирующим положением. В случае такого злоупотребления компании грозят крупные штрафы. “Это уже не тысячи долларов, как сейчас, а миллионы”, - пояснил И.Артемьев. Кроме того, участники картеля могут попасть в тюрьму по 178-й статье УК. Эту статью, сказал И.Артемьев, ФАС тоже собирается корректировать - в сторону сокращения сроков ответственности. “Я считаю, что за экономические правонарушения ответственность должна быть в первую очередь экономическая. Уголовную статью надо редко применять, и не на 7 лет сажать (кстати, эта максимальная санкция у нас никогда не применялась), а на один-два месяца”, - сказал он. При этом злоупотребление доминирующим положением и картельный сговор могут быть признаны только в суде. ФАС, по словам И.Артемьева, специально лишен такого права. “И новый, и старый законы предполагают, что все наши решения могут быть оспорены в суде и только судебный вердикт является окончательным. И это была наша принципиальная позиция, которую мы сами предложили, чтобы защитить бизнес от нас самих в новом антимонопольном законе”, - сказал глава ФАС. И.Артемьев также сообщил, что ФАС планирует проводить расследование на рынках сельхозпродукции с целью выявления монополии. “На наш взгляд, само существование посредников, которые осуществляют доставку товаров из оптового звена в розничное, ничего плохого не имеет. Это нормальная рыночная структура. Если между посредниками есть конкуренция, необоснованного роста цен не происходит, - пояснил он. - Но совсем другая ситуация складывается, когда возникает монополизм. Зачастую молокозаводы или элеваторы в областях принадлежат одному человеку. Вот это опасно. Один монополист может уничтожить целый класс селян, производящих сельхозпродукцию”. По поводу подготовки закона о потребительском кредитовании И.Артемьев сообщил, что ситуация в данной сфере меняется в лучшую сторону. Банки меняют свою политику. “Недавно мы совместно с ЦБ издали рекомендации по стандартам раскрытия информации банками при потребительском кредитовании. Это всего лишь рекомендации, но мы сможем применить статью о недобросовестной конкуренции в случае обнаружения нарушений”, - сказал он. Однако, по мнению И.Артемьева, самым сильным оружием при такого рода недобросовестной конкуренции являются средства массовой информации. “Если "Российская газета", телевидение объявят на всю страну, что ФАС возбуждает дело, потому что вот этот банк хотел обмануть вот эту какую-нибудь бабушку, то репутация этого банка будет сильно подмочена, и он потеряет клиентов”, - пояснил он. И.Артемьев считает важной задачей также ликвидацию монополизма в сфере ЖКХ. “Мы очень много над этим работаем. Уже в следующем месяце я намерен сделать доклад премьер-министру по этому поводу”, - сказал он. “Если совсем коротко, то нам нужно ориентироваться на гражданско-правовые отношения, создавать две стороны договора. Нужно сделать так, чтобы граждане объединились в жилищно-строительные кооперативы, в товарищества собственников жилья и наняли себе управдома. Для этого государство должно дать объединившимся гражданам экономические стимулы. Вот тогда одна сторона договора и выстроится. Вторая сторона - малый бизнес, чтобы уничтожить монополию РЭО, ДЭО и всех структур по оказанию услуг и дать возможность всему рынку оказывать эти услуги”, - сказал он. |