05.07.2005 А. Шаронов: "Особые экономичнские зоны - не универсальное лекарство" Сегодня состоялся пресс-завтрак с участием замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова на тему «Проект закона о свободных экономических зонах». А. Шаронов начал свое выступление со слов, что создание свободных экономических зон преследует ряд целей. Среди них он назвал улучшение российского инвестиционного климата, условий участия в мировой конкуренции, развитие новой экономической политики, основанной на знаниях, а также решение проблемы депрессивных территорий. Замминистра экономического развития и торговли в ходе своего выступления подробно остановился на анализе мирового опыта. Он сообщил, что мировая практика предусматривает создание 4 основных типов ОЭЗ: зоны свободной торговли, промышленно-производственных, технико-внедренческих и сервисных. Говоря о целях создания ОЭЗ, замминистра отметил, что в развивающихся странах упор делается на индустриализацию и включение в мировое разделение труда. Что касается развитых стран, то ОЭЗ используются как инструмент развития регионов. В США, по словам замминистра, действуют 250 ОЭЗ, а в Великобритании - 30. Причем в Великобритании сумма частных инвестиций в эту сферу составляет $ 2 млрд. В Китае на территориях ОЭЗ функционирует 45 тыс. предприятий, а объем иностранных инвестиций за все время их деятельности превышает $ 30 млрд. Законопроект «Об особых экономических зонах в РФ» предусматривает, по словам А. Шаронова, создание 2 типов ОЭЗ: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Промышленно-производственные зоны, согласно законопроекту, будут занимать площадь в 10 кв. км. Замминистра уточнил, что эта цифра может быть увеличена до 20 кв. км. В свою очередь технико-внедренческие зоны будут расположены на территории площадью в 2 кв. км. «ОЭЗ создаются на 20 лет, их срок существования продлению не подлежит», - отметил замминистра. Предполагается, что в технико-внедренческих зонпх сумма инвестиций в первый год должна составить не менее 1 млн евро, а в течение 10 лет - не менее 10 млн евро. На территории технико-внедренческих зон намечено создать производство по стимулированию и внедрению продуктов научной деятельности, ограничений по инвестициям не предусматривается. А. Шаронов сообщил, что в рамках законопроекта вводится ряд ограничений на некоторые виды предпринимательской деятельности в ОЭЗ. В частности, запрет на добычу и переработку полезных ископаемых, переработку лома, производство и переработку продукции черной и цветной металлургии, а также производство подакцизных товаров. При этом на территории ОЭЗ могут работать как резиденты ОЭЗ, так и те, кто ими не является, но уже без использования льгот и преференций. По словам А. Шаронова, инициированием создания ОЭЗ будут заниматься субъекты Федерации. «Отбор территорий будет осуществляться правительством на конкурсной основе», - пояснил он. Критерии отбора также будут определены правительством. «В особой экономической зоне на момент ее создания не должны находиться объекты, принадлежащие частным лицам, за исключением инфраструктурных объектов», - подчеркнул замминистра. Говоря о вопросах управления ОЭЗ, он сообщил, что планируется создание особого федерального органа – специальных агентств. В отношении льгот и преференций для резидентов промышленно-производственных зон А. Шаронов сообщил, что устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и конструкторские работы, а также предполагается установить ускоренную амортизацию с коэффициентом 2. Кроме того, предполагается снять 30% ограничение, связанное с переносом убытков. Что касается налоговых льгот и преференций, то для резидентов технико-внедренческих зон законопроект предусматривает пониженную ставку единого социального налога, равную 14%. На федеральном уровне планируется освобождение резидентов ОЭЗ в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, по словам А. Шаронова, будет действовать режим свободной таможенной зоны. Товары иностранных производителей могут быть ввезены без уплаты импортной пошлины, а товары российских производителей вывезены без уплаты экспортной пошлины. В конце своего выступления А. Шаронов привел оценки предполагаемых выгод, которые получат резиденты ОЭЗ. Среди них он назвал высокую концентрацию производства, сокращение от четверти до трети издержек инвесторов. При этом замминистра отметил, что не склонен рассматривать создание ОЭЗ как панацею или «универсальное лекарство». Отвечая на вопросы, А. Шаронов сообщил, что уже сейчас имеется 30 запросов от субъектов Федерации с предложениями по созданию ОЭЗ на своей территории. В частности, такие запросы поступили из Москвы, Московской области, Новосибирска и Томска. При этом, по мнению замминистра, «на этом же пути» находятся Калужская, Свердловская и Челябинская области. По словам А. Шаронова, к 2006 г. в России может быть создано от 4 до 10 ОЭЗ. Говоря о целесообразности создания ОЭЗ в «чистом поле», А. Шаронов отметил: «Мы не питаем иллюзий, что создадим идеальный закон». И, хотя создание ОЭЗ в «чистом поле» влечет за собой вопрос о высоких издержках на создание инфраструктуры, он считает, что законопроект предусматривает оптимальное решение этой проблемы. Дело в том, что, по его мнению, основная идея создания ОЭЗ заключается не в том, чтобы «поднимать отсталое, а в том, чтобы развивать новое». В продолжение этой проблематики А. Шаронов отметил, что те компании, которые являются резидентами технопарков, имеют опыт и финансовые активы. А те компании, которые станут резидентами ОЭЗ, получат налоговые льготы и облегченный режим администрирования. «Мы ловим разные группы», - подытожил он, отметив, что сравнивать, «кому легче», сложно. Что касается вопроса об экономических гарантиях, который "сильно волнует иностранных инвесторов", то А. Шаронов уверил, что предусмотренные законопроектом льготы и преференции не будут отменены. Но о прямых контрактных отношениях между государством и частными компаниями "не может быть и речи". При этом он уточнил, что если изменения будут, то только «в позитивном ключе» для инвесторов. Кроме того, А. Шаронов сообщил, что Всемирный банк подверг законопроект критике за «скромность» налоговых льгот, порекомендовав сделать их более выраженными. «Налоговые льготы – несверхъестественные», - согласился он. Говоря о причинах отказа от идеи создания особого типа ОЭЗ для IT-компаний, за которую выступает Мининформсвязь, А. Шаронов отметил, что упрощенный налоговый режим для IT-компаний влечет за собой сложности с администрированием, что может привести к «налоговым дырам». В качестве примера он указал на возможную схему, когда шахта приравнивается к филиалу IT-компании, а шахтеры – к разработчикам программного продукта. При этом он отметил, что пока никаких дополнительных поправок не планируется, но такой вариант со временем не исключается. При этом он сообщил, что IT-компания IBS уже предложила свое участие в ОЭЗ. Он выразил надежду, что этот опыт будет использован в будущем. В заключение А. Шаронов сказал, что законопроект будет рассмотрен в среду на заседании профильного комитета Госдумы, а в пятницу – на пленарном. Он выразил надежду, что законопроект будет принят как во втором, так и в третьем чтении. |