05.07.2005 Санкт-Петербург: специализированной торговле не хватает персонала Рост потребительского рынка и открытие новых торговых предприятий привели к дефициту квалифицированных продавцов. Острее всего дефицит персонала чувствуется в тех секторах торговли, где сотрудникам требуется специальная подготовка, в первую очередь это аптеки, магазины бытовой техники, товаров для ремонта и строительства, автосалоны и салоны по продаже мобильных телефонов. После выхода в прошлом году на петербургский рынок московских сетей “Ригла” и “36,6” зарплаты торгового персонала аптек, по оценке гендиректора сети “Фармакор” Ильи Милевича, выросли на 20-40%. Потребности “Фармакора”, включающей 200 аптек (в том числе находящиеся в стадии лицензирования), Милевич оценивает в 500-600 человек в год. Сети “Первая помощь” нужно 400-600 новых сотрудников в год, говорит директор по персоналу сети Иван Смирнов. Около 500 специалистов выпускают ежегодно Санкт-Петербургский фармацевтический колледж и Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия. Однако на петербургских выпускников претендуют и другие аптеки. Общую потребность рынка Смирнов оценивает в 1000-1500 человек в год. “Первая помощь” восполняет дефицит персонала, ежегодно нанимая до 100 выпускников профильных учебных заведений Перми и Курска. Новые сотрудники заключают с компанией контракт на два года, по условиям которого аптечная сеть берет на себя затраты на получение сотрудником специального сертификата (необходим для допуска к работе в аптеке), а также оплачивает дорогу и регистрацию в Петербурге, ищет и первое время оплачивает жилье. Эти затраты повышают стоимость открытия новых аптек, признает Смирнов. Однако другого пути для расширения нет. Для открытия одной аптеки, работающей в формате открытой выкладки, по словам Смирнова, необходимо набрать штат из 10-20 человек, для аптек, работающих в традиционном формате, — 7-15 сотрудников. К рекрутерам аптечные сети обращаются редко. По словам регионального директора по Северо-Западу рекрутингового агентства Kelly Services Алексея Зеленцова, аптеки не готовы платить за подбор торгового персонала (гонорар агентства составляет 25% от годового дохода нанимаемого сотрудника). К тому же это довольно тонкая прослойка специалистов, имеющих специфическое образование. “На 90% уверен: если бы такой заказ был, их пришлось бы искать в конкурирующих сетях”, — говорит Зеленцов. А вот автосалоны, по словам консультанта агентства “Анкор” Дарьи Масловской, — один из редких сегментов торговли, в котором компании прибегают к помощи агентств по подбору персонала. По ее оценке, ежегодно петербургским автомобильным дилерам требуется 50-60 человек. Руководитель отдела маркетинга и рекламы группы компаний “Лаура” Алексей Шальнов признает, что дилерской сети не хватает хороших продавцов. Поиск персонала ведется практически постоянно, иногда при помощи рекрутеров. Магазинам бытовой техники тоже не хватает квалифицированных продавцов. Более или менее грамотные специалисты давно продвинулись по карьерной лестнице на уровень администраторов и управляющих магазином. Поэтому новый персонал компания обучает самостоятельно в школе “Телемакс”, в том числе силами более опытных продавцов-наставников. В секторе салонов сотовой связи, который растет высокими темпами, сети вынуждены переманивать друг у друга персонал, говорит Зеленцов. К услугам рекрутеров сети, как правило, не прибегают. По его словам, сети салонов “Ультра” и “Евросеть”, которые собственными силами готовят торговый персонал, на рынке называют кузницами кадров для остальных сетей. Однако директор по маркетингу сети “Ультра” Дмитрий Карманов говорит, что компания относится к текучке кадров как к естественному явлению. Собственный центр обучения компания открыла около двух лет назад. По словам Карманова, теперь это позволяет ежемесячно открывать в Петербурге и Ленобласти 5-10 новых салонов. При норме комплектации одного салона 5-10 сотрудниками компания с поправкой на ротацию ежемесячно обучает 100-120 человек. |