30.06.2005 Развитию частного перевозочного бизнеса препятствует несовершенство законодательной базы По данным Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП), сегодня уже более 2600 частных компаний имеют в собственности подвижной состав, суммарный парк вагонов составляет 230 тыс. При этом порядка 100-120 тыс. единиц подвижного состава находятся в собственности независимых железнодорожных операторов. Согласно статистике ОАО «РЖД», парком частных компаний, включая вагоны компаний-операторов, транспортируется 25-28% всех грузов. При этом доля независимых компаний в перевозке нефти и нефтепродуктов превышает 65%. Также частные компании доставляют значительную часть угля, руды, окатышей, леса и других грузов. Между тем, как отмечает президент АСКОП Владимир Прокофьев, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему росту конкуренции независимых операторских компаний с ОАО «Российские железные дороги». Одной из острейших проблем для частных компаний является несовершенство законодательной базы. Более двух лет проходят ведомственные согласования постановления правительства, нормативно закрепляющие статус операторов и перевозчиков на железнодорожном рынке и их взаимодействие с ОАО «РЖД». До сих пор не решена проблема обеспечения равного доступа к железнодорожной инфраструктуре и услугам вагоноремонтных депо, находящимся в собственности Российских железных дорог. Также требуется пересмотр пределов вагонной составляющей в тарифе и выделение локомотивной. «АСКОП выступает с нормотворческими инициативами, принятие которых должно способствовать решению вышеперечисленных проблем. Например, к концу июля мы планируем завершить разработку проекта 4-го раздела Прейскуранта №10-01 в альтернативу проекту, созданному в РЖД. Ассоциация активно участвует в работе различных ведомственных комиссий, добиваясь того, чтобы при разработке нормативных документов учитывалось мнение профессиональных участников транспортного рынка. Однако большинство наболевших вопросов так и остаются нерешенными», - подчеркнул Прокофьев. По его словам, очень актуальным вопросом для частных грузоперевозчиков сегодня является необходимость создания собственных вагоноремонтных мощностей, т. к. только за последние 2 года стоимость деповского ремонта выросла на 97 %, капитального – на 89 %. Хорошим примером частного участия в вагоноремонтном бизнесе может служить опыт Республики Казахстан, где ремонтные базы отданы в частные руки. При конкурентоспособных ценах независимые вагоноремонтные предприятия обеспечивают высокое качество ремонта. «Многие компании могли бы организовать частные ремонтные базы, – рассказал Владимир Прокофьев. - Мы неоднократно обращались в ОАО «РЖД» и другие инстанции по данному вопросу, предлагая различные варианты: аренда, выкуп и т.д. Но пока для этого не созданы ни условия, ни законодательная база». |