28.06.2005 Страховые компании заинтересовались малым и средним бизнесом На страховом рынке значительно оживился интерес к малому и среднему бизнесу. Сразу несколько крупных страховщиков представили новые программы страхования малых и средних предприятий - к этому их подтолкнули собственные исследования перспектив рынка. Согласно исследованиям "Росгосстраха", в секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято около 10 млн человек. Аналитики "Ингосстраха" ссылаются на данные «Росстата», по которым количество занятых в этом сегменте оценивается примерно в 35 млн человек, или 48% от числа работающего населения России. Общее количество субъектов хозяйствования в малом и среднем бизнесе, согласно данным «Росстата» и "Ингосстраха", составляет 8,2 млн предприятий. Отношение к страхованию в секторе малого и среднего бизнеса никак нельзя назвать однозначным. Например, по данным компании "Ренессанс Страхование", 33% руководителей вообще не задумывались о страховании бизнеса. Однако услугами страховщиков пользуется около 80% предприятий малого и среднего бизнеса. Причем огромная доля этих компаний - клиенты обязательной "автогражданки". Как показало исследование "Росгосстраха", почти половина бизнесменов, подтвердивших в ходе опроса факт использования страховых услуг, представляют предприятия, вынужденные застраховать свои автомобили или автопарки по ОСАГО. 42% предприятий страхует персонал по добровольному медицинскому страхованию. В то же время столь важным и экономически целесообразным видом услуг, как страхование имущества, охвачена лишь пятая часть предприятий. Договоры страхования грузов и ответственности предприятия имеют около 15%. Почти 22% предприятий малого и среднего бизнеса не имеют полиса ни по одному виду страхования. Если прибавить к ним тех, кто застрахован только по обязательной "автогражданке", получается, что более 65% всех предпринимателей не воспринимают страхование как реальную защиту их бизнеса. А с учетом тех, кто застраховался только по требованию партнера, банка, контрагента или арендодателя, эта доля еще больше. Между тем, по статистике, очень часто причиной разорения малых и средних предприятий является именно то, что страховщики называют "страховым случаем": пожар, затопление, порча товаров, крупное ДТП и т.д. "Страхование особенно необходимо для малого и среднего бизнеса, так как у таких предприятий, как правило, нет свободных средств, которыми они в случае наступления страховых событий могли бы погасить расходы на восстановление оборудования, оплатить серьезные претензии со стороны третьих лиц", - считает начальник отдела центра имущественного страхования РОСНО Наталья Штепанович. По ее мнению, малый бизнес ориентирован на привлечение средств, поскольку не может делать крупные собственные вложения. "Все серьезные финансовые институты автоматически требуют, чтобы предприниматель обеспечил залог и в рамках этого залога страховку. Оформление полиса - обязательное условие договора лизинга", - отметила она. Кроме того, собственники офисных помещений все чаще требуют страховку при сдаче офиса в аренду. Н. Штепанович подчеркнула, что "застрахованные" услуги сейчас гораздо более востребованы клиентами, поэтому страхование позволяет продвинуться на рынке сбыта. Например, риэлторские компании сейчас охотно страхуют ответственность перед клиентом. Предприятиям малого и среднего бизнеса страховщики предлагают специфические программы, разработанные с учетом их особенностей и требований, предъявляемых к страховой защите. Это определенный набор рисков и условий страхования, оптимальные страховые покрытия, тарифы, применяемые к этой группе предприятий, скидки и бонусы. В марте специализированную программу "Стабильный бизнес" запустила компания "Ренессанс Страхование". Она включает в себя семь составных частей: страхование имущества, убытков от перерыва в производстве, гражданской ответственности, грузов, автопарка, от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование. Программа ориентирована на компании с годовым оборотом до 100 млн руб. и штатом до 50 человек. "Росгосстрах" приступил к реализации проекта комплексной защиты малого и среднего бизнеса "Росгосстрах-Бизнес" в июне. Идея - предложить каждому потенциальному страхователю в зависимости от уровня его дохода и потребностей страховое покрытие с оптимальным соотношением объема покрытия и цены. Программа включает в себя шесть страховых продуктов: "Здоровье", "Имущество", "Авто", "Ответственность ОПО", Cargo, "Ответственность за качество". Центр имущественного страхования РОСНО подготовил программу страхования имущества предприятий малого и среднего бизнеса "Мой бизнес". Программа включает в себя страхование имущества "от всех рисков", страхование по восстановительной стоимости и страхование дополнительных расходов, связанных с наступлением страхового случая. Причем последняя услуга является уникальной, раньше она предлагалась только для крупных предприятий. "Мой бизнес" РОСНО дополняет программой "Цивилизованный бизнес" - страхование гражданской ответственности на случай предъявления претензий предпринимателю со стороны третьих лиц. |