27.06.2005  Членство в ВТО не помешает России участвовать в других торговых союзах в рамках СНГ

   Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО уже 11 лет. Цель российских переговорщиков — закончить диалог до декабрьской конференции ВТО в Гонконге, сказал министр экономического развития Герман Греф. Для этого двусторонние переговоры и обсуждение доклада рабочей группы о вступлении России надо завершить до конца осени.
   На закончившихся на прошлой неделе переговорах россияне убедили зарубежных переговорщиков почти по всем вопросам повестки. Члены ВТО настаивали, что многочисленные таможенные и торговые союзы — Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Белоруссии и России и Единое экономическое пространство, зона свободной торговли между членами СНГ и двусторонние договоры со странами СНГ, а также с Сербией и Черногорией — создают не предусмотренные ВТО преференции торговым партнерам России.
   Но сами члены ВТО состоят в не меньшем количестве подобных союзов, например ЕС, возражали российские переговорщики. Обеспокоенным партнерам они передали на заседании все тексты торговых соглашений России с другими странами и, “судя по всему, вопрос [об их отмене] больше не будет подниматься”, считает директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.
   Удалось отстоять и нынешние правила, по которым определяется происхождение товаров. Если импорт идет в Россию из третьих стран через Украину, Молдавию, Грузию или Казахстан, объясняться с российскими таможенниками должен представитель компании-производителя в этих государствах.
   К сентябрю Россия обязалась представить членам ВТО список товаров, экспортные пошлины на которые будут снижены или отменены, говорит Медведков. По его словам, партнеры согласились, что Россия сможет сохранить экспортные тарифы на отдельные товары и вводить новые в соответствии с правилами ВТО — в частности, если недостаток продукции на внутреннем рынке угрожает безопасности страны. Но при этом Россия согласилась частично снять ограничения по количеству таможенных пунктов, через которые может идти экспорт, признает чиновник Минэкономразвития.
   А вот о правилах фитосанитарного и ветеринарного контроля, которые уже не раз приводили к ограничению импорта в Россию сельскохозяйственной продукции, договориться не удалось. Членам рабочей группы не нравится, что товары, которые везут в Россию, проверяют дважды — сначала местные специалисты, а потом российские. К тому же им непонятно, почему у России самый большой в мире список товаров, которые в обязательном порядке проверяют ветеринары и фитосанитары. Мы согласимся сократить их число, если оппоненты научно обоснуют нецелесообразность проверок, говорит чиновник Минэкономразвития, участвовавший в переговорах.
   Это заседание по плану российских переговорщиков должно стать последним. Но пока из 45 разделов доклада о присоединении более или менее закрыты 12 вопросов. До сих пор нет решений по таким ключевым вопросам, как уровень субсидирования сельского хозяйства, железнодорожные тарифы или защита интеллектуальной собственности, напоминает руководитель делегации Евросоюза Мауро Петриччионе. “Никто не ждет, что исчезнет коррупция или переведутся пираты за неделю, месяц и даже год, но одних политических решений мало — нужно запустить механизм [их реализации]”, — говорит европейский чиновник.