24.06.2005 Более половины продаваемой в России мебели производится нелегально Результаты последнего исследования Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности показали: на каждый 1 млн. руб. проданной мебели и учтенной государственными органами статистики приходится еще 1,24 млн. руб., которые попадают в карманы нелегальных производителей и продавцов и официальной статистикой не учитываются. Подделки, как уверяют специалисты, не только быстро разваливаются, но и могут быть опасны для здоровья. Спрос на фальсификат огромный. Одна из причин – хорошая маркетинговая стратегия. Эксперты отмечают, что произведенную нелегально мебель продают открыто, никого не таясь, чаще всего по каталогам, у станций метро. Опасение у потенциального покупателя должно вызвать отсутствие у продавца каких-либо документов, подтверждающих происхождение и качество товара. Чаще всего те, у кого купленный полгода назад комод рассохся и развалился на части, знают о производителе и продавце только то, что они «торговали у метро». Главная же приманка – низкая цена. «Гаражники» (так называют нелегалов на официальном мебельном рынке) не несут затрат на разработку дизайна, на аренду торговых помещений, их расходы на рекламу минимальны («человек-бутерброд» с афишей у метро), они не платят налогов и закупают по черным схемам самую дешевую ДСП. Все это, разумеется, влияет на себестоимость, которая оказывается вдвое меньше, чем у легальных производителей. А ценовой фактор для нашего потребителя остается решающим, особенно в глубинке. По словам заместителя генерального директора Центра по развитию мебельной промышленности Государственного научного центра лесопромышленного комплекса Галины Новак, россиянин тратит в год на покупку мебели 8–12 евро, тогда как средний европеец – от 260 до 400 евро. Импортная мебель, на которую, по словам Галины Новак, приходится 45% российского рынка, также не всегда отличается качеством и благородным происхождением. По оценкам Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, фактический импорт мебели ежегодно на треть больше официально регистрируемого. По мнению некоторых экспертов, около 40% импортной мебели, ежегодно реализуемой в России, – это либо фальсификаты (восточноевропейские или прибалтийские модели под престижными западными ярлыками из отходов местного или российского лесосырья), либо низкосортная продукция из стран Евросоюза, в которой нередко содержатся вредные для здоровья химические добавки. . Между тем в пресс-службе Роспотребнадзора сообщили, что проверки мебельных магазинов проводятся регулярно, и нарушений практически не выявляется. А вот проверкой кресел и диванов, продаваемых на улице, специалисты СЭС не занимаются. Сами мебельщики считают, что проблему должны решать правоохранительные организации, специализирующиеся на экономических преступлениях. Однако в пресс-службе московского УБЭП посоветовали обратиться в Департамент экономической безопасности МВД России. Сотрудник пресс-службы департамента сообщил, что у метро стоят представители подмосковных предприятий, которые не могут позволить себе рекламные траты. А вообще проблемы вроде бы и нет. «Мы работаем по заявлениям граждан, – заявил сотрудник. – Если нам сообщают о нелегальном производстве, мы заводим уголовное дело и ликвидируем такое производство. В целом же борьба с нелегальным производством – дело УБЭП». А вот специалисты утверждают, что проблема есть и в ближайшие годы она будет лишь обостряться. «В России наблюдается огромный отложенный спрос на мебель, – говорит Галина Новак. – С повышением благосостояния граждан реальный спрос будет расти, и объем рынка увеличится в несколько раз. И от того, насколько эффективно российские компании будут вкладывать деньги и усилия в производство сейчас, зависит, в чью пользу увеличится объем рынка». В то же время, по экспертным оценкам, темпы прироста рынка упали с 13,7% в 2001 году до 5,3% в 2004-м. Среди причин, тормозящих развитие качества российской мебели, аналитики называют отсутствие школы дизайнеров, недоступность долгосрочных кредитов, а также недостаток торговых сетей, заключив договор с которыми, производитель мог бы уделять основное внимание качеству продукции, не задумываясь о реализации. |