23.06.2005  Объем российского кинорынка растет уже четвертый год подряд

   В 2001 году доходы от продажи билетов в России составили $50 млн, в 2002 -$110. В 2003-м наши соотечественники оставили в кассах кинотеатров около $200 млн (причем 60% из этой суммы пришлось на московские кинотеатры). Ожидается, что в конце 2004 года этот показатель достигнет $270 млн долларов.
   Сегодня российский кинопрокат - это в первую очередь рынок современных кинотеатров. Однако до сих пор в стране действует около 15 тысяч городских и сельских киноустановок. Причем несмотря на то, что часть зданий, в которых расположены эти киноустановки, особенно в крупных городах, была переоборудована в рынки, магазины, казино и клубы, киноустановки до сих пор продолжают функционировать, правда, большого экономического успеха они не имеют.
   Cейчас среднестатистический москвич ходит в кино хотя бы один раз в год, а тот, кто живет далеко за пределами МКАДа, - только 0,3 раза. Средний же американец посещает кинотеатр 5,5 раза в год.
   Конец 80-х для кинотеатров стал застойным, в это время расцвел неконтролируемый рынок подпольных видеосалонов, кинотеатры не смогли конкурировать с ними из-за того, что не смогли обеспечивать тот репертуар, который предлагался на видео. В 90-х предприниматели превратили пустующие помещения кинотеатров в автосалоны, мебельные магазины и дискотеки. На экранах фильмы крутились редко, а качество кинотеатров оставалось на уровне 80-х. Люди перестали ходить в кино, и аренда огромных площадей стала основным доходом кинозалов.
   Развитие рынка современных кинотеатров России началось с реконструкции и модернизации уже существующих государственных кинотеатров. Отличительной особенностью развития российского рынка стала передача зданий государственных кинотеатров в аренду частным компаниям, которые осуществляли косметический ремонт и установку нового оборудования в кинотеатре. На первом этапе такая реконструкция предусматривала минимум капитальных вложений, но обеспечивала высокий доход новому владельцу кинотеатра. Затраты в первые кинотеатры окупались буквально за 3 - 4 месяца, и такая высокая доходность этих кинотеатров обеспечила приток инвестиций в строительство и реконструкцию других российских кинотеатров. Именно с реконструкции существующих государственных кинотеатров начинался бизнес двух крупнейших московских сетей.
   2003 год стал рекордным для российского рынка кинотеатров по объявлениям о привлечении основными игроками кинорынка иностранных инвестиций и кредитов. Так, одна из российских компаний подписала соглашение с международной инвестиционной компанией об инвестициях в размере 40 миллионов. Другая российская компания в свою очередь объявила о привлечении кредита в размере 20 миллионов долларов. Кроме того, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Raiffeisenbank предоставили кредит в размере 27,5 миллиона долларов на строительство мультиплексов.
   Миллионные инвестиции в реконструкцию кинотеатров и строительство мультиплексов стали выгодным бизнесом. Многозальные кинотеатры вытеснили однозальные, оказавшись более рентабельными. Доходность коммерческих кинотеатров в Москве сегодня, по подсчетам экспертов, оценивается в 25 процентов годовых. Окупаемость составляет 3-4 года при средней загрузке зала от 30%. В лучших московских кинотеатрах заполняемость достигает 70-80%.
   По данным компании "Невафильм", общее количество современных кинотеатров в России за первое полугодие 2004 года увеличилось на 22 кинотеатра (83 экрана) и составило 376 кинотеатров (640 экранов). По прогнозам специалистов, к концу 2004 года количество современных экранов только в Москве достигнет 240 (на июль 2004-го их насчитывалось 188). Однако, по их словам, рынок Москвы уже насыщен и в 2005 году ожидается заметное снижение его темпов развития. В регионах, напротив, в будущем году ожидается существенный рост.
   2003 год в Москве стал годом бума открытия кинотеатров в торговых центрах. Из 64 московских кинозалов, открытых за период с января 2003-го по январь 2004-го, половина расположена в торговых центрах, отметили эксперты. Бум строительства торговых центров в Москве и Петербурге, а также строительство ТЦ в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге стали "локомотивом" развития рынка кинотеатров.
   Удачное сочетание торгового центра и кинотеатра взаимовыгодно обеим сторонам и способствует росту бизнеса. Однако такое соседство имеет и обратную сторону. Кинотеатр в ТЦ становится заложником маркетинговой и ценовой политики ТЦ, его конкурентоспособности и привлекательности.
   Заслуживает внимания интересная тенденция строительства VIP-кинотеатров, которая наметилась в России. Обслуживание зрителей едой и напитками прямо в кинозале, широкие проходы между креслами и специальные кресла обеспечивают максимальный комфорт для зрителя. Такие кинотеатры в крупных городах (Москва и Петербург) пользуются большой популярностью. Основной зритель VIP-кинотеатра - представитель среднего и "выше среднего" класса, имеющий доход более 1000 долларов на каждого члена семьи и предпочитающий не "шумные блокбастеры", а "умное" кино.
   Рост российского рынка кинотеатров выявляет и первые проблемы роста. В настоящее время практически все регионы России не имеют кинотеатров "второго экрана". Все современные кинотеатры, модернизированные либо построенные в последние годы, претендуют на показ фильмов "первым" экраном. В результате огромный потенциал роста кассового сбора за счет проката фильма "вторым экраном" практически не используется.
   Сегодня практически каждый фильм не может стоять в кинотеатре "первым" экраном в течение нескольких недель, так как вынужден уступить дорогу следующему блокбастеру, и именно строительство многозальных кинотеатров, тенденция которого сейчас наблюдается, позволит решить проблему проката "вторым" экраном и приведет к увеличению общих кассовых сборов в России.
   Проблема отсутствия кинотеатров "второй волны" вынуждает дистрибьютора нести дополнительные расходы по выпуску большего количества кинокопий, не позволяя практически эффективно управлять количеством копий во время проката фильма.
   Несмотря на то, что за прошедшие 2 года появилось больше коммерческих картин российского производства, вышедших в широкий прокат, подавляющую часть сборов в российском кинопрокате делают фильмы иностранного производства. На производство качественного коммерческого фильма требуются значительные финансовые средства, которыми отечественные кинопроизводители, как правило, не обладают. Однако, по прогнозу руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии России Михаила Швыдкого, к 2005 году производство игровых кинофильмов в России увеличится, что приведет к увеличению доли кинопроката отечественных фильмов с 10% до 25%.