23.06.2005 Санкт-Петербург: пиво попалось в розничные сети Времена, когда самыми популярными местами для покупки пива были ларек или магазинчик “24 часа”, уходят в прошлое. Развитие сетей гипер- и супермаркетов заставляет пивоваров ориентироваться на цивилизованные каналы сбыта. Ради представленности в сетевой рознице компании соглашаются снижать закупочные цены и платить за место на полке магазина. За последние два года объем продаж пива в сетевых магазинах вырос в 1,5-2 раза, отмечают участники рынка. За год “Пивоварня “Москва-Эфес” в два раза увеличили долю продаж пива через сетевую торговлю в Петербурге, говорит менеджер по связям с общественностью компании Кирилл Устинов. У “Балтики” количество пива, реализованного через сети магазинов, выросло за последние два года в полтора раза, сообщили в пресс-службе. С 10% до 16% выросла доля пива, реализуемого через дискаунтеры и супермаркеты в прошлом году у пивоваренной компании “Вена”, сказали в пресс-службе. У SUN Interbrew продажи пива через сетевую розницу выросли в два с половиной раза за два года и достигли примерно 10-20% от общего объема продаж, утверждает вице-президент по продажам в Московском и Северном регионах компании Анатолий Попов. “Пивовары все больше ориентируются на сети”, — замечает управляющий Baltic Consulting Group Евгений Теруков. По его оценке, в Москве и Петербурге через сетевую торговлю продается около 30% пива, тогда как в остальных регионах — пока около 20%. В ближайшее время, полагает эксперт, в Петербурге сетевая розница вполне может захватить до 40% розничного рынка. Продажи пива через сети магазинов растут быстрее самого пивного рынка. Потребление пива вырастет в этом году примерно на 4%, в то время как продажи через сетевые магазины увеличатся на 10%, прогнозирует аналитик Альфа-банка Елена Бороденко. В сетевые магазины пиво перетекает из мелкой розницы. По данным исследовательской компании “Комкон-СПб”, с 2000 по 2004 г. покупатели сократили долю покупок пива в киосках и небольших магазинах с 57,4% до 40%. При этом в гастрономах и продовольственных магазинах эта доля выросла с 26,5% до 29,9%, а в универсамах и супермаркетах — с 6,5% до 21,1% и с 2,4% до 14,9% соответственно. Бурный рост демонстрирует и сама сетевая розница. В 2000 г. оборот сетевой торговли в Северной столице почти равнялся нулю, а сейчас он составляет около $7 млрд, говорит директор петербургского офиса компании Colliers International Борис Юшенков. В Петербурге действует уже несколько сотен сетевых магазинов различных форматов. Устинов из “Пивоварни “Москва-Эфес” напоминает, что сокращению мелкорозничной торговли способствует и решение городской администрации закрыть торговые павильоны на остановках общественного транспорта. Пивоварам выгоднее и проще работать с крупными сетями, несмотря на требование сетевиков снижать цены, говорит Теруков из Baltic Consulting Group. Крупные розничные компании гарантируют производителям большой объем сбыта, а также облегчают контроль за дистрибьюцией, поясняет эксперт. Представленность в торговых сетях имеет принципиальное значение, подтверждает Устинов из “Пивоварни “Москва-Эфес”. “Помимо объема продаж играет роль имиджевая составляющая — мы должны быть представлены в местах, где есть наши конкуренты”, — добавил Устинов. За это пивовары идут на снижение цен и платят сетевикам за более выгодное место на полке магазина. Максимов из “Ленты” подтверждает, что в зависимости от договора его компания может требовать от поставщика скидки. В обмен помимо обязательств реализовать партию пива пивовары получают возможность расположить свою продукцию на самых хороших полках, говорит он. В крупные сети могут попасть, как правило, производители наиболее популярных пивных брэндов. “При существующем дефиците торговых площадей мы не можем впускать всех”, — говорит Максмов. В “Находке” также предпочитают работать с лидерами. |