22.06.2005 А.Клепач: проблема конкурентоспособности российских производителей не просто острая, а критически острая Макроэкономические показатели России в начале текущего года разочаровали большинство инвесторов и аналитиков. О том, в чем причины столь неутешительных показателей, и какие меры предлагает предпринять Минэкономразвития для улучшения макроэкономических параметров, в интервью "Интерфаксу” рассказал директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач. “Мы ожидали, что в первом квартале темпы роста экономики существенно снизятся, а потом начнется ускорение, - признался А.Клепач. Тем не менее, оценки по ряду причин оказались ниже, чем мы ожидали”. По его словам, первым “неприятным сюрпризом” стало снижение темпов роста добычи нефти. “Несмотря на очень высокие мировые цены, нет существенного роста добычи и экспорта нефти. В предыдущие годы экспорт нефти рос по 12-14% в год. В первом же квартале текущего года он впервые практически не вырос - 0,6% роста к первому кварталу прошлого года, - пояснил А.Клепач. - Это первый и очень существенный фактор замедления всего роста экономики, потому что нефть была одним из ведущих двигателей экономического роста в предыдущие годы, в том числе и в прошлом году”. “Во-вторых, динамика обрабатывающих секторов также оказалась менее благоприятной, чем мы предполагали”, - сказал директор департамента. По его словам, это показывает, что острота проблемы конкурентоспособности российских производителей “не просто острая, а критически острая”. “Можно также сказать, что мы недооценили, степень ослабления зависимости экономического роста от динамики мировых цен на нефть и металлы, - добавил А.Клепач. - С одной стороны, мы и так все время утверждали и закладывали в наши расчеты, что зависимость будет ослабевать, но масштабы ослабления зависимости роста от высоких цен оказались более сильными, чем мы предполагали”. Тем не менее, сказал он, МЭРТ ориентируется на то, что во втором полугодии 2005 года ситуация с добычей и экспортом нефти все-таки выправится. По его словам, есть определенный позитивные моменты. “Если в прошлом году был резкий спад по поисково-разведовательному бурению, то сейчас идет увеличение объема этих работ. Кроме того, начали расти инвестиции в нефтедобычу. Если прошлый год мы закончили с падением инвестиций, то в первом квартале этого года они повысились почти на треть” – пояснил глава департамента МЭРТ. Он сообщил, что, по оптимистичному прогнозу, по итогам текущего года добыча нефти в целом может вырасти на 3,5%, а экспорт - на 5%. Кроме того, МЭРТ ожидает увеличения роста в машиностроении. “Прежде всего это касается производстве бытовой техники, энергетического и транспортного машиностроения. В автопроме спад за счет наращивания сборки иномарок также может смениться умеренным ростом”, - сказал А.Клепач. Недавно Минэкономразвития понизило прогноз экономического роста на среднесрочную перспективу. По словам А.Клепача, это связано, во-первых, с пересмотром в сторону понижения перспективы роста добычи и экспорта нефти, причем не только на этот год, но и до 2008 года. “Во-вторых, повышены оценки динамики импорта, соответственно пространство для роста отечественных производителей значительно сузилось, - сказал А.Клепач. - Мы повысили эластичность роста импорта по отношению к увеличению внутреннего спроса. Другими словами, предположили, что конкурентоспособность российских товаров будет снижаться более высокими темпами, лишь немногим меньше, чем в 2003-2004 годах, и только после 2008 года произойдет перелом к лучшему”. “Отчасти это произошло из-за повышения оценок реального укрепления курса рубля, однако основная причина в низком роста эффективности производства”, - пояснил он. В-третьих, правительство существенно уменьшило масштабы государственных инвестиционных расходов, по сравнению с теми оценками, которые лежали в основе расчетов в апреле. “ Есть сектора, прежде всего авиапром, где без резкого увеличения госинвестиций существенного перелома ситуации не произойдет. Более того, без роста государственного финансирования не будет даже того запланированного объема иностранных вложений, который нам пока обещают”, - сказал А.Клепач. По его словам, на следующий год предполагаемый объем инвестфонда составит около 70 млрд. рублей, и примерно столько же Минфин предлагает на 2007-2008 годы. “Раньше мы ориентировались примерно на 80-90 млрд. рублей в 2006 году с дальнейшим ростом к 2008 году как минимум до 140 млрд. рублей, те есть повышение уровня госинвестиций в процентах к ВВП как за счет инвестиционного фонда, так и за счет федеральных целевых программ (ФЦП).В предыдущих расчетах предполагалось, что расходы на федеральные целевые программы будут расти опережающим темпами по сравнению с ростом ВВП. Но в проекте бюджета на 2006 год на ФЦП предлагается выделить около 380 млрд. рублей в 2006 году, а в 2007 и 2008 годах, согласно проекту финансового плана, можно говорить о падении расходов на ФЦП в реальном выражении. Получаем, что в 2006 году инвестфонд - это 0,3% ВВП, а ФЦП - 1,6% ВВП, а дальше к 2008 году инвестфонд снижается до 0,2% ВВП, а ФЦП - до 1,4% ВВП. Фактически инвестфонд образован за счет относительного снижения ФЦП. Конструкция бюджета ориентирована на увеличение социальных расходов и на снижение относительного уровня госинвестиций к ВВП”, - пояснил глава департамента МЭРТ. Отвечая на вопрос, готовы ли уже проекты под финансирование из инвестфонда, А.Клепач сообщил, что сейчас, в первую очередь, идет переформатирование ФЦП, масштабы которых в несколько раз превышают предполагаемый объем фонда. “Инвестфонд - это добавка, которая по идее в основном должна быть связана с механизмами частно-государственного партнерства, т.е. где есть инвестирование государственных средств плюс инвестирование частных средств. Поэтому сейчас существенного портфеля проектов под инвестфонд еще нет, - сказал он, - но мы исходим из того, что в рамках уже этого года, мы должны набрать, может и не на всю сумму, но существенный пакет инвестиционных проектов, связанных и с частными инвестициями и с государственными”. По словам А.Клепача, МЭРТ разрабатывает ряд мер для повышения темпов экономического роста уже в среднесрочной перспективе. “Во-первых, по нефтяному сектору сейчас готовятся предложения по корректировке налоговой нагрузки, - сказал он. - Во-вторых, готовится комплекс мер, который направлен на улучшение инвестиционного климата. Подготовленный прогноз уже учитывает то, что инвестиционный климат будет улучшаться и более того, что Россия из чистого экспортера капитала, в 2007 году станет, скорее всего, его импортером. Комплекс мер связан и с возвратом капитала и повышением уровнем доверия бизнеса к власти”. Третье направление, по словам А.Клепача, связано с государственными инвестиционными расходами и поддержкой в частности научных исследований, опытно-конструкторских работ. “Реализация этих мер даст основной эффект в среднесрочном плане, однако сверхвысоких темпов они не гарантируют, - подчеркнул А.Клепач. - Нужно время и значительная перестройка самого бизнеса и уровня менеджмента. Важно, что они позволят переломить инерцию торможения роста и ускорить темпы и качество развития. В противном случае рост ВВП опустится до 5% в год, а то и ниже”. Что касается инфляции, то, по словам А.Клепача, “если идти по инерции того, как сейчас сложились тенденции, мы выходим на 11-11,5% по итогам года, а то и выше”. Однако, отметил он, по-прежнему имеются возможности для сдерживания цен до конца года. Поэтому сейчас правительство предпринимает шаги, которые позволили бы сдержать инфляцию в рамках 10% или не сильно от этого отклониться. В качестве мер для ограничения инфляции А.Клепач упомянул сдерживание роста цен на услуги ЖКХ, жесткое ограничение роста тарифов естественных монополий, меры по поддержке баланса спроса и предложения на рынке продовольствия. “Самым весовым фактором в инфляции является именно быстрый рост цен на продовольствие, - считает А.Клепач. - Нужно предпринимать серьезные шаги по помощи крестьянским хозяйствам для выхода на городские рынки, потому что довести из провинции овощи до Москвы практически невозможно”. По его словам, сейчас МЭРТ разрабатывает вместе с Минсельхозом и ФАС комплекс мер по увеличению продаж продовольствия. “Нужно разобраться с теми барьерами, которые возникают в регионах, - сказал он. - Почему, допустим, Москва не пускает продукцию из других регионов к себе или обкладываются поставки такими поборами, которые фактически блокируют поставку дешевой продукции. В среднесрочной перспективе нужны дополнительные меры по стимулированию предложения продовольствия. В качестве одного их инструментов стимулирования предложения можно указать на развитие системы залогового кредитования урожая, в том числе и при условии субсидирование этой системы за счет государственных средств”. Имеются также монетарные возможности для сдерживания инфляции, добавил А.Клепач, например, за счет укрепления рубля. “Окна возможностей для решения вопросов снижения инфляции и ускорения роста есть, весь вопрос в том, как мы сможем ими воспользоваться, и какой уровень государственного управления мы сможем продемонстрировать”, - сделал вывод представитель МЭРТ. |