22.06.2005  Как определить конкурентоспособность компании

   Каждый год в мире появляются новые рейтинги конкурентоспособности. Но эксперты до сих пор не смогли договориться о едином определении этого понятия. Более того, многие ставят под сомнение целесообразность подобных сравнений.
   В попытке определить самую конкурентоспособную компанию Европы объединили свои усилия газета Financial Times и консалтинговая группа Roland Berger. Их рейтинг обещает стать удобным источником информации для директоров, инвесторов и политиков. Но, как и любым статистическим данным, рейтингу потребуется грамотная интерпретация.
   Термин “конкурентоспособность” никогда не нравился экономистам. Точного определения параметров, из которых складывается конкурентоспособность компании, нет и по сей день. Но даже если найдется определение, которое устроит всех, сравнить компании между собой все равно будет довольно сложно. Не ясно, что считать родиной транснациональных корпораций — страну, где она была основана, страну, в которой расположены основные активы, или место, где компания извлекает наибольшую прибыль.
   Чтобы получить представление о конкурентоспособности той или иной компании, специалистам приходится изучать рейтинги, составленные инвестиционными банками и журналистами. Недостаток рейтингов, составленных на основе нескольких показателей, в том, что разные специалисты ставят на первое место разные критерии. Кроме того, значимость одного и того же критерия может меняться в зависимости от отрасли или страны. Вместо того чтобы вникать в запутанные таблицы, некоторые гендиректора ищут новые подходы. Джозеф Лампел из лондонской бизнес-школы Cass, говорит, что многие компании составляют собственные рейтинги конкурентоспособности.
   Дэнзел Ранкин, генеральный директор исследовательской и консалтинговой компании AMR International, утверждает, что для составления рейтинга сначала нужно определить рынок, на котором действует компания, и очертить круг ее конкурентов. Анализ начинается с основной финансовой информации – о темпах роста продаж и прибыли, затем анализируется более детальная информация о продажах конкретных продуктов в конкретных регионах. Необходимо принять во внимание, что компания может работать на нескольких рынках одновременно. Вряд ли возможно отразить в одном показателе все многообразие деятельности компаний.
   Еще одна причина, по которой директора проводят собственные исследования, — это потребность в актуальной информации и новых методах составления прогнозов. Для этого некоторые крупные компании создают специальные исследовательские отделы. Но большинство предпочитает пользоваться услугами специалистов.
   Поиски ключевых параметров конкурентоспособности продолжаются. В Великобритании и США основным двигателем конкуренции остается фондовый рынок, а значит, потребность в точной информации будет только расти. В то же время фондовые рынки всего мира становятся ближе друг к другу, а инвесторы начинают предъявлять единые требования к компаниям, работающим в разных отраслях и расположенным в разных странах.