21.06.2005  Главная проблема российского контрафакта: недостаточная развитость правоприменительной практики при приемлемой нормативной базе

   21 июня в Шератон Палас Отеле состоялась международная конференция «Мировое бизнес-сообщество в борьбе с контрафактом и пиратством», в которой приняли участие генеральный секретарь Международной торговой палаты ICC Russia, директор Института правовой охраны собственности и предпринимательства Татьяна Монэгэн, представитель Главного департамента по Торговле Джейкоб Корнайдис (Представительство Европейской комиссии в Брюсселе), посланник-советник по экономическим вопросам Памела Г. Куанруд (Посольство США), а также начальник отдела товаров Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Александр Филимонов.
   Т. Монэгэн начала свое выступление со слов, что в начале 2005 г. был обнародован специальный отчет Международной комиссии по интеллектуальной собственности (МКИС), в котором РФ, по существу, представлен ультиматум. Суть данного ультиматума заключается в том, что если Россия в самое ближайшее время не примет решительных шагов по борьбе с пиратством, то правительство США прекратит распространять на нашу страну любые льготы беспошлинной торговли. В частности, в документе говорится, что «индустрии, связанные с авторским правом, потеряли более $ 7 млрд в России за последние 8 лет из-за отсутствия надлежащего правоприменения». По словам генерального секретаря ICC Russia, после появления данного отчета МКИС в конце марта 2005 г. под председательством премьер-министра М. Фрадкова возобновила свои заседания Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Т. Монэгэн сообщила, что МКИС отмечает, что действия российских властей против производителей компакт-дисков и DVD оказываются неэффективными. В этой связи он настаивает на более активном привлечении к проверкам представителей Международной Федерации производителей фонограмм (IFPI), а также на более активной и тщательной проверке российских оборонных предприятий. По данным американской стороны, именно на территории предприятий ВПК находятся многие линии нелегального производства дисков. Такое производство осуществляется на 18 предприятиях такого рода.
   Т. Монэгэн также сообщила, что на предстоящем в начале июля текущего года в Шотландии саммите Большой восьмерки также будет обсуждаться вопрос защиты интеллектуальной собственности. Российский национальный комитет Международной торговой палаты обратился к представителю России в G-8 И. Шувалову в отноешнии того внимания, которое лидеры стран Большой восьмерки обратили на саммите 2004 г. на вопросы объединения международных усилий в борьбе с контрафактной продукцией и пиратством. В свою очередь ICC готова предоставить, по словам Т. Монэгэн, «операционную платформу» с целью объединения действий бизнеса от имени всех секторов и уиления этой деятельности.
   Т. Монэгэн охарактеризовала российскую специфику в данной области, как «нигилистическое отношение к интеллектуальной собственности», отметив, что одним из первых декретов советской власти был декрет об отмене авторских прав. При этом, отвечая на вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа», почему генеральный секретарь ICC Russia склонна объяснять популярность контрафактной продукции именно «нигилизмом» и «пренебрежительным отношением к нематериальным активам», а не низкой покупательной способностью населения, сообщила, что «нигилизм – это основное отношение, связанное с советской практикой, но покупательная способность населения имеет очень большое значение». По мнению Т. Монэгэн, данную проблему, в основе которой в первую очередь лежит низкий уровень доходов населения, нужно рассматривать в комплексе. И если смотреть на ситуацию в мире, то в основном в странах с более низким жизненным уровнем контрафакт и пиратство более развиты. Из чего можно сделать вывод, что общее сознание населения зависит от тех условий, в которых живут люди. Она также сообщила, что в целом не одобряет «бульдозерных методов» борьбы с контрафактом, а сама проблема должна решаться политической волей – должна быть государственная программа, в которую должны входить: гармонизация законодательства в соответствии международными требованиями, борьба с коррупцией, совершенствование правоприменительной практики. При этом генеральный секретарь ICC Russia подчеркнула важность вовлечения правообладателей в процесс борьбы с контрафактной продукцией.
   Помимо этого, Т. Монэгэн отметила, что на протяжении ряда лет основными поставщиками контрафактной продукции в Россию считались государства Юго-Восточной Азии, Болгария и Украина. Однако наряду с товарами из Китая и Турции, продукция такого рода завозится и из европейских стран. В частности, из Польши, но при этом большая часть пиратских видео-, аудиокассет и компакт-дисков изготавливается в России. В заключение Т. Монэгэн подчеркнула, что проблема борьбы с контрафактной продукцией приобретает общественно-политическое значение и обуславливает дальнейшее усиление мер экономического, правового, организационного и технического характера для создания целостной государственной системы защиты рынка, как от фальсифицированной, так и контрафактной продукции.
   В свою очередь Джейкоб Корнайдис, представляющий Главный департамент по Торговле (Представительство Европейской комиссии в Брюсселе) сообщил, что правоприменительная практика в России «хромает», это касается всей судебной системы в целом. И если Россия планирует построить «сильное государство с инновационной экономикой», то без решения этой проблемы обойтись нельзя. По его оценке, пока Россия определяется, «какой вид экономики построить», текущее положение дел, в частности, в области борьбы с контрафактной продукцией, приводит к тому, что темпы экономического роста замедляются.
   Посланник-советник по экономическим вопросам Памела Г. Куанруд, представляющая посольство США, выразила озабоченность недостаточным количеством уголовных дел в области защиты интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактной продукцией, а также тем фактом, что большинство приговоров носят условный характер. Причем, отметила она, бороться нужно не ради США, теряющих миллиарды долларов, а «ради самой России». В качестве практических методов борьбы посланник-советник по экономическим вопросам предложила усиление специализации соответствующих ведомств, в частности, МВД, подчеркнув, что проблема не носит уникального характера.
   Говоря о предварительных итогах конференции, можно сказать, что «ахиллесовой пятой» защиты интеллектуальной собственности практически всеми участниками признается недостаточная развитость правоприменительной практики при том, что существует приемлемая нормативная база. Однако оптимизм внушает тот факт, что Александр Филимонов, представлявший Департамент торговых переговоров Минэкономразвития, рассказал об успехах в деле приведения законодательства РФ в соответствие с международными базовыми нормами в рамках вступления России в ВТО. Он сообщил, что работа над совершенствованием правоприменительной практики идет, в частности, осуществляется «ведомственное апробирование законопроектов». По его оценке, это подтверждает «наличие политического желания» у государства в деле борьбы с контрафактной продукцией и пиратством. В заключение он сообщил, что российская нормативная база подготовлена к присоединению к ВТО и принятию обязательств, предусмотренных Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а правоприменительная практика «подтягивается». Кроме того, представитель МЭРТ выразил надежду, что в скором времени правоприменительная практика также будет полностью соответствовать международным стандартам.